05.10.2007 | 11:36

"Пиковая дама" открывает большой сезон

Сегодня Большой театр открывает новый сезон. Как и в прошлом году - премьерой. "Пиковую даму" Чайковского поставили два дебютанта оперной сцены – дирижер Михаил Плетнев и режиссер Валерий Фокин. На одной из последних репетиций спектакля побывала наша съемочная группа. Репортаж "Новостей культуры".

Герман в исподнем белье с середины оперы… Это по-фокински: любовь не чувство, это болезнь под названием сумасшествие.

Главным в трактовке оперы было определить, кто такой Герман – игрок или тяжело влюбленный человек. То есть проставить акценты либо вслед за ироничным Пушкиным, либо за трагическим Чайковским. Победил композитор и любовная линия. Чем Фокин тут же вызвал доверие у своего музыкального сорежиссера – Михаила Плетнева. До постановки в Большом он уверял, что в оперный театр с его индивидуальным режиссерским видением он – ни ногой.

"В этой постановке Валерий Владимирович Фокин сделал акцент на мистической стороне, - рассказывает Плетнев о проекте. – И что самое главное, на раскрытии глубины, а не на погоне за внешними эффектами".

Вступать на оперную территорию казалось опасным. Чтобы работать с певцами, Фокину приходилось закрывать уши (опасность за красоту голоса простить певцам все) и широко открывать глаза, ломая моторику солистов.

Валерию Фокину пришлось ко многому привыкать. Например, к тому, что певцы не могут долго бегать, а потом – петь; что они любят петь, стоя около колонны, взяв высокую ноту, поднимают руку вверх. Но привыкнув к оперному театру, Фокин его даже полюбил.
Единственное, о чем сожалеет Фокин, так это о недостаточном музыкальном образовании. Хотя как раз ноты он читает.

"Читать могу, но надо цитировать, - говорит режиссер. – Надо садиться – как Покровский – и быстро процитировать. Или как Мейерхольд. Но я беру великих. Вот так надо, чтобы мгновенно реагировать на то, что происходит, вот тогда это оперный режиссер".

Но следуя за Пушкиным, утверждающим, что умный человек ошибается только один раз, Фокин действовал решительно. Помимо Германа в исподнем, он немало преобразовал и образ Графини.

"Всегда делают Графиню старой с помощью внешних атрибутов: с помощью трости, трясущихся рук, - говорит исполнительница партии Графин Александра Дурсенева. – А Валерий Фокин просит, чтобы я была ровная. Она прошла такие университеты, что не сгибается никогда в жизни".

Правда, еще одна исполнительница партии Графини была не столь покладиста. "Я пою эту партию с 25-ти лет, а ныне мне уже 68. Поэтому я очень много знаю про "Пиковую даму", - говорит Елена Образцова. – Много я ругалась с Боровским. Например, мне не нравится его парик. Мы еще не встречались, но, наверное, будем ругаться, потому что я его не надену".

Наденет ли Елена Образцова парик, сделанный художником Александром Боровским – это интрига премьеры, но, конечно, не главная. Важнее, как пройдет парный дебют постановщиков и не отобьет ли он у них желание играть на оперной территории.