05.10.2007 | 18:22

Людмила Кокорева о "Пиковой даме" Михаила Плетнева

Большой театр открывает новый сезон. Как и в прошлом году - премьерой. "Пиковую даму" Чайковского поставили два дебютанта оперной сцены – дирижер Михаил Плетнев и режиссер Валерий Фокин.

В студии программы "Новости культуры" - музыковед, профессор Московской консерватории Людмила Михайловна Кокорева.

- Михаил Плетнев и Валерий Фокин – очень яркие творческие индивидуальности. Как они взаимодействуют в этой постановке?

- Мне показалось, что это очень хороший союз, мне посчастливилось присутствовать на нескольких репетициях и видеть, как они работают. Но главное, что я поняла, конечно, не сразу, а в течение какого-то времени, что их объединяет то, что оба стремятся воплотить "Пиковую даму", не в том привычном образе реалистического театра как мы привыкли видеть в Большом театре на протяжении многих лет, а выявить некую внутреннюю сущность. Это очень современно. Думаю, что именно это их и объединяет.

- Ранее Михаил Плетнев говорил, что никогда не будет работать в оперном театре. Как вы думаете, что заставило маэстро изменить свое решение?

- Это очень интересный вопрос. Вы знаете, когда Михаил Плетнев был еще студентом консерватории, он был моим студентом, он мне как-то сказал: "Я мечтаю поставить "Пиковую даму"". Тогда я была поражена: он, студент фортепианного факультета, мечтает поставить "Пиковую даму" и дирижировать ею. Это значить, что уже тогда он был уверен, что будет дирижером. Прошло много лет, и он поставил в Большом зале консерватории "Орестею" Танеева – грандиозную оперу, которую все музыканты уже забыли и даже не знают, как она звучит. Это было событие сезона. И тогда у меня опять появился этот вопрос: "Михаил Васильевич, у вас не возникает мысль все-таки поставить "Пиковую даму", о которой вы так давно мечтаете?" Он сказал: "Конечно, возникает". - "И что же?" – "Время еще не пришло". Сейчас время пришло.

- Маэстро Плетнев известен интерпретациями Чайковского. Можно ли предположить, как прозвучит у него "Пиковая дама"?

- Да, что касается его интерпретации Чайковского – он уникальный музыкант. Я не знаю другого музыканта, который бы исполнил все сочинения фортепианные Чайковского, все концерты Чайковского, записал все это на компакт-диске, потом продирижировал всеми симфониями, всеми сюитами, всеми увертюрами. Назовите другого музыканта, который бы сделал тоже самое! Понимаете, он знает все о Чайковском, и он понял саму душу Чайковского. Поэтому естественно, что этот приход к "Пиковой даме", о которой он мечтал, это была не просто прихоть гения, а художественная необходимость. И, кстати, я у него спросила во время репетиции, какова же концепция его постановки, что он нового хочет нести. И он ответил, вполне в духе Плетнева: "Я вам не скажу, не отвечу на этот вопрос – сами все увидите". – "И все же, какие-нибудь акценты?" - "Просто, чтобы все было очень выразительно".