08.10.2007 | 12:16

Ирина Павлова о кризисе жанра комедии

В Астрахани стартует кинофестиваль "Улыбнись, Россия!". В его программе – только комедии. Форум проходит уже в восьмой раз, и это несмотря на то, что качественных смешных фильмов сейчас снимается очень мало, а кинокритики все чаще говорят о кризисе жанра.

В студии программы "Новости культуры" - кинокритик Ирина Павлова.

- В чем главное отличие современных комедий от классических комедийных фильмов, которые смотрит уже несколько поколений зрителей? И насколько оправданы разговоры о кризисе жанра комедии?

- Ну, начну с конца, во-первых, он не наметился, а уже давным-давно миновал и не в пользу комедии. Как говорится в таких ситуациях, больной скорее мертв, чем жив. Но с другой стороны вы сами ответили на свой вопрос - чем отличается? – над теми комедиями вы смеетесь, ваши родители смеялись, будут смеяться ваши дети. Я не уверена, что ваши родители смеются над сегодняшними. Я не знаю, смеетесь ли над сегодняшними комедиями вы сами, и то, что ваши дети над ними точно не будут смеяться: они их даже не поймут. Сегодняшняя комедия делается на сегодня, на пол часа, а те делались на века.

- В Советском кинематографе была целая плеяда блистательных комедийных актеров. Достаточно вспомнить "великую троицу" Вицин – Моргунов - Никулин. Почему сегодня не видно ярких комедийных талантов?

- Наверное, потому что их не очень ищут. Могу сказать, что Юрий Никулин – да, он пришел из клоунов. А Георгий Вицин начал как молодой герой любовник, но нашли же в нем комедийный талант, обнаружили. Искали и находили. Потом нашел Михаил Козаков, совершенно не комедиограф, замечательного молодого юного актера, который дебютировал в "Покровских воротах", его звали и зовут Олег Меньшиков. Прекрасный комедийный дебют, очень смешной характерный актер. Но его стали развивать в совершенно ином направлении, и он сам стал в другом направлении развиваться. И сегодня он не комедийный актер. И я думаю, что мало кому даже в голову взбредет пригласить его на комедийную роль. А зря. Между тем он оканчивал институт как острохарактерный актер, но об этом просто все забыли.

- Появились ли сейчас режиссеры, каждый из которых сможет стать новым Рязановым или Данелия?

- Об этом мы узнаем, когда появится их фильм. Сейчас в Астрахани уже не первый год проходит Фестиваль комедийных фильмов. Его делает замечательный комедиограф (когда-то советский теперь российский) - Алла Ильинична Сурикова. И я могу понять ее, проводящую этот фестиваль, потому что этот фестиваль, если угодно, спасательный круг для комедии. Пока есть этот фестиваль, он будет тащить на себе комедиографов, и, может быть, однажды этот мотор заведется.