09.10.2007 | 14:25

Из истории одной вазы

В конце октября после многолетней реконструкции откроется Саратовский художественный музей имени Радищева. В обновленной экспозиции – множество уникальных экспонатов, многие из которых никогда ранее не выставлялись. Среди них - декоративная фарфоровая ваза XIX века. Рассказывают "Новости культуры".

Еще несколько минут и "паспорт" вазы будет надежно скрыт от посторонних глаз. Но сотрудники музея готовы в любой момент рассказать о ценном экспонате. "Это ваза 1846 года, - говорит Людмила Михайлова, зам. гененерального директора Саратовского государственного музея им. А.Н.Радищева. – Она была изготовлена Берлинской королевской мануфактурой, подарена графу Нессельроде, который был там русским посланником, а затем ведал ведомством иностранных дел".

Внук Карла Нессельроде Анатолий Дмитриевич был известен как знаток и собиратель произведений искусства. Ваза украшала одну из его саратовских усадеб, а после революции была передана в Радищевский музей. Здесь она была впервые выставлена в 1930 году. В архивах сохранились записи о реставрации экспоната в середине прошлого века, но нет никаких упоминаний о происшествии, в результате которого полутораметровая ваза превратилась в набор черепков. Правда, тщательно пронумерованных и бережно сохраняемых в течение сорока лет.
"Это ж надо, как мозаику сложить, склеить так, чтобы прочность была, - восхищается работай реставраторов Людмила Михайлова. – Специалист здесь видит и наложение золота, границы склейки. А зритель будет радоваться".

Шесть лет потребовалось реставраторам Государственного Исторического музея, чтобы вернуть вазе первоначальный облик. Но оказалось, что соединение осколков – не самое трудное. Задачей повышенной сложности стало создание новой внутренней конструкции вазы.

Гавриил Касьянов, реставратор Государственного Исторического музея, рассказывает: "Собралась эта конструкция на оси, которая взяла на себя всю нагрузку каждого элемента вазы. Практически она сейчас как бы висит в воздухе и любой элемент конструкции не испытывает нагрузки на себя от других элементов".

Стойло ли так трудиться ради обыкновенной вазы? Стоило. По мнению специалистов, эта ваза единственная в своем роде. Возможно, повторение формы, но аналогов росписи не найдено ни в одном каталоге.