10.10.2007 | 10:33

Премьера в Театре на Таганке

К 90-летию Юрия Любимова, его друг, знаменитый японский режиссер Тадаши Судзуки преподнес юбиляру необычный подарок - поставил на легендарной сцене трагедию Софокла "Электра". Отобранные для этого спектакля актеры ездили в Японию, чтобы изучать творческий метод мастера. Первое представление состоится сегодня вечером. Рассказывают "Новости культуры".

Русская версия "Электры", по мнению Судзуки, вышла более эмоциональной, но эмоциональность в театре Судзуки лишь нюанс. Другой язык, другие костюмы, но неизменны задачи, которые мастер ставит перед актерами. Нана Татишвили получила роль Электры, пройдя треннинг по методу Судзуки в японской деревне Тоге. Нана Татишвили говорит: "Небольшой миф ходит по Москве о том, что Судзуки бьет своих актеров бамбуковыми палками…Ничего криминального!".

"Электра" идет 50 минут, потому что и актерам, и зрителям физически трудно: режиссер учит актеров сохранять напряжение даже в статичных позах. Особые техники - статика, походка и голос – лишь производные философии театра Судзуки. Актриса Любовь Селютина признается: "Очень сильная энергия... Вот это приходит не сразу".

В "Электре" и герои, и хор перемещаются по сцене на инвалидных колясках в сопровождении медицинских сестер. Это не первый спектакль Судзуки, построенный на больничных образах. Закрытые учреждения – клиники и тюрьмы - он считает метафорой театра. Тадаши Судзуки говорит: "Идеального человека не существует. В этой мысли исходная позиция художника. А когда человек не идеален, когда он чувствует в себе изъян, куда он идет? В больницу, там ему делают анализы, рентген. Театр должен заниматься чем-то подобным. В театре мы как люди можем проверить себя и увидеть свой изъян".

По этой причине душевнобольные и убийцы - излюбленные герои Судзуки. Орест стоит за спиной своей сестры, потому что там он фигура из ее воображения. Убийство Орестом их общей матери Электре только снится.

Перкуссионист Мидори Такада работает на сцене вместе с актерами и как актриса. С Судзуки она сотрудничает уже давно, помогала ему в постановке оперы "Видения Лира". Мидори Такада говорит: "Это только кажется, что инструментов много. На самом деле, набор минимальный, и возможности у каждого инструмента ограниченные. Все это нужно, чтобы создать экстремальную звуковую картину". Мидори Такада будет сопровождать спектакль только на премьерных показах, затем это будет делать московский барабанщик Петр Главатских.