09.10.2012 | 09:32

Балет и опера в фарфоре

Лесные угодья, горные реки и мельницы, трущие глазурь для фарфора – такой ландшафт подошел бы для начала сказки братьев Гримм. На самом деле – это описание той местности в Тюрингии, где уже 250 лет существует знаменитая старейшая Фолькштедтская фарфоровая мануфактура. Мир, который создается здесь, по хрупкости сопоставим с настоящим, реальным, а по затейливости – со сказочным, как раз гриммовским. Частицу его можно увидеть на выставке в белом фойе Большого театра. Уникальность выставочного пространства обусловила и выбор экспонатов. Фолькштедских модельеров вдохновляли опера и балет. Рассказывают «Новости культуры».

Хореография Альберта Алонсо, воплощенная в фарфоре. Эта серия статуэток Майи Плисецкой создана под впечатлением от балета «Кармен-сюита». На изготовление первой фигурки ушел почти год. Майя Михайловна никак не могла найти компромисс с модельерами фарфора. А когда не хватило слов и терпения, выхватила инструмент из рук мастера и собственноручно завершила работу. Как оказалось, Плисецкая была не первой русской балериной, ваявшей на фарфоровой мануфактуре.

«В 1927 году знаменитая русская балерина Анна Павлова посещала Фолькштедт. И своими руками создавала гипсовые фигурки с собственным изображением. По ним известный модельер того времени Хуго Майзель изготовлял фарфоровые статуэтки», - рассказывает директор Старейшая Фолькштедтской фарфоровой мануфактуры Вернер Вайерер (Германия).

«Жизель», «Сильфида», «Лебединое озеро» – кажется, в этой экспозиции собран весь классический балетный репертуар. А фарфоровая Галина Уланова соседствует с фигуркой Фанни Эльслер - австрийской танцовщицы XIX века.

«Мы особо ценим исторические корни, и что для нас особенно важно, что история мануфактуры связана с именами русских балерин, с российской историей, и было откровением, что на этой выставке представлена фигура Николая Первого. Видите, какие откровения, какие давнишние корни», - говорит генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

Это фигурка – первая в следующей серии Фолькштедтской мануфактуры - портретов русских императоров династии Романовых. В ближайших планах – продолжить создание образов русских танцовщиц. Это своего рода напоминание о блистательном и действительно золотом веке русского балета.