11.10.2007 | 16:49

Античная трагедия глазами японца

В Театре на Таганке – "Электра", великая греческая трагедия в интерпретации выдающегося японского мастера Тадаши Судзуки, режиссера, который не оставляет попыток объединить традиции и эстетические принципы европейской и японской театральных школ. Актеры со всего мира едут учиться к Судзуки в Японию, в его личную деревню, которую он превратил в нечто среднее между дзэнским монастырем и актерской школой-студией. Некоторые актеры Таганки прошли эту деревенскую школу. Рассказывают "Новости культуры".

Расписание премьерного дня актеров театра на Таганке: сначала тренинг, затем спектакль. Вот уже полтора месяца они учатся сохранять напряжение в статичных позах, красться и топать, превращать свое лицо в маску и посылать голос в зал. Все это – под руководством самого Тадаши Судзуки.

"Небольшой миф ходит по Москве, - говорит актриса Нана Татишвили, - о том, что Судзуки бьет своих актеров бамбуковыми палками…Ничего криминального!"
Костюмы главных героинь вместе с инвалидными креслами для хора режиссер привез из Японии. А вот халаты для медсестер сшили здесь.
Спектакль длится 50 минут – большие дозы такого энергетического концентрата могут быть опасны.

В театре одного прославленного режиссера спектакль другого – большая редкость. Но не только это привело зрителей на премьеру. Интересна эстетика японского режиссера, сочетание философии и новаторства.

Любовь Селютина в роли Клитемнестры перемещается по сцене на инвалидном кресле в сопровождении медсестры. "Электра" не единственный спектакль Судзуки, где действие происходит в больнице. Закрытые учреждения – клиники и тюрьмы – он считает метафорой театра.
"Идеального человека не существует, - говорит режиссер. – В этой мысли исходная позиция художника. А когда человек не идеален, когда он чувствует в себе изъян, куда он идет? В больницу, там ему делают анализы, рентген. Театр должен заниматься чем-то подобным. В театре мы как люди можем проверить себя и увидеть свой изъян".
По этой причине душевнобольные и убийцы - излюбленные герои Судзуки.

На премьере спектакль сопровождала японская барабанщица Мидори Такада, в следующем месяце палочки перейдут в руки московскому барабанщику Петру Главатских. И тогда античная трагедия в интерпретации знаменитого японского режиссера обретет свой окончательный российский вид.