12.10.2007 | 12:06

Органный мастер Владимир Хромченко

Органный зал в Ливадии сегодня называют одним из лучших в Европе. И хотя ему всего около двадцати лет, в его стенах ежегодно проходят крупнейшие международные органные фестивали. Сам инструмент – необычный. Целиком и полностью сделан вручную. Создатель этого шедевра – органный мастер Владимир Хромченко, кстати, единственный на всем пространстве бывшего Советского Союза.
Трехмануальный орган в 1600 голосов – это был первый инструмент, собранный Владимиром Хромченко собственноручно. Он музыкант, выпускник Таллиннской консерватории.

Владимир Хромченко: "Раньше художники Возрождения сами растирали краски, занимались холстами, грунтовали, строили багеты – здесь процесс до космических масштабов расширенный, но аналогичный".

В Ливадии строили не только сам орган – начинали с помещения для зала, у которого уникальная история. Здание было выстроено придворным архитектором и служило электростанцией, обслуживающей Ливадийский дворец. А с введением плана ГОЭЛРО все электростанции локальные были закрыты, и с введением электростанции в Севастополе разобрали эту электростанцию и бросили. И фактически до 1945 года до Ялтинской конференции на нее внимания никто не обращал. Но, когда было предложено провести конференцию в Ялте, вспомнили, что есть электростанция.
После Ялтинской конференции электростанцию демонтировали. И в 45 году приняли решение открыть здесь концлагерь для немецких военнопленных. Некоторые из них, кстати, недавно приезжали в Крым, встречались с Владимиром Хромченко и были поражены увиденным.
А в 1980-х творение придворного архитектора скорее напоминало руины. Инженерные работы, капители, лепнина и пилястры – все делалось заново – Хромченко знает каждую деталь зала наощупь. И, когда хаос был упорядочен, – в центре засиял великолепием орган.
Этот орган – как трехэтажный дом. Он уникален. Внутри – электронная система, управляющая основными его организмами - отечественное ноу-хау.

Владимир Хромченко: "Силовые исполняющие устройства - они заменили мускульную силу, то есть органист раньше должен был руками это выдергивать. Сейчас стоят электрические соленоиды – магниты, которые и выполняют работу. Но самое важное в органе – традиционная механическая часть – трубы. В этом инструменте их более четырех тысяч. Когда труба сделана – особенно металлическая – она не звучит. Для того, что бы она зазвучала, надо пройти процесс интонирования – то есть она должна зазвучать, для этого есть специальное устройство. Это самый сложный процесс".