12.10.2007 | 19:09

Полвека летят журавли...

Эта лента принесла нашему кино первую "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, но ее выход на экраны СССР сопровождал шквал разгромных рецензий. Ее обожал Пабло Пикассо и не любил Никита Хрущев. Уже многие годы по этому фильму учат снимать кино во ВГИКе, но споры вокруг ленты не утихают до сих пор. Сегодня фильму-легенде - "Летят журавли" исполняется 50 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Пьеса "Вечно живые" Виктора Розова к Михаилу Калатозову попала случайно. Она начиналась со слов "летят журавли". Когда позже у режиссера спрашивали, чем же зацепила вас эта пьеса, ответ у него был один: вы понимаете, это красиво – журавлиный клин в небе.

До картины "Летят журавли" Калатозов уже снял около 10 фильмов, как тогда говорили, идейных – "Страна в опасности", "Мужество", "Валерий Чкалов".

В центре самой известной киноповести Калатозова – трагический рассказ о влюбленных, которых навсегда разлучила война. Лент про войну и про разлуку снималось немало, но такой личной, откровенной, щемящей еще не было.

В 1958 Каннский кинофестиваль впервые удостоил своей самой высокой наградой советский фильм. "Журавли" получили сразу 3 премии – "Золотую пальмовую ветвь", спецприз для исполнительницы главной роли Татьяны Самойловой, награды международной гильдии операторов был удостоен Сергей Урусевский.

"Розов написал историю – сквозь соцреализм показать драму, - говорит Лев Аннинский. – А вот Урусевский – это вообще гений".
Лев Аннинский признается: лишь с годами, когда посмотрел фильм, наверное, уже раз в 30-й, до конца разгадал его загадку - об этом он и написал в своей 400-страничной книге. Кстати, рецензия на фильм "Летят журавли" была первым редакционным заданием начинающего критика Аннинского.
"Я ничего не мог понять, но мне стыдно признаться, я впервые плакал в кино", - признается сейчас Аннинский.

Длинные планы, большинство сцен сняты в реальном времени, а еще "живая камера" - то есть без штатива. И кино стало похоже на жизнь. Так в нашем, да и в мировом кинематографе еще никто не снимал. После Калатозова стали.
Картину "Летят журавли" называют самым страшным фильмом о войне, но в ней звучит лишь один выстрел. И вся экранная история по сути о том, что могло бы быть, не случись этого единственного выстрела.

Спустя полвека фильм смотрят, по нему учатся, а кинокритики – и не только начинающие – продолжают писать статьи и книги.