14.10.2007 | 17:41

К 120-летию со дня рождения Петра Митурича

Петр Митурич – художник, график, иллюстратор, педагог и изобретатель. Его имя вошло в историю искусства первой половины ХХ века, его работы хранятся в Третьяковке и Русском музее. Он был дружен с Велимиром Хлебниковым. Сестра Хлебникова Вера стала женой художника. В его жизни были и взлеты, и падения, однако интерес к его творчеству не угасал никогда. 14 октября исполнилось сто двадцать лет со дня рождения Петра Митурича. Рассказывают "Новости культуры".

Судьба Петра Митурича определилась, когда ему было всего четыре года. Когда родители купили новый диван, он тут же вырезал из блестящего коленкора лошадку. Она была так хороша, что отец даже не отругал сына за испорченную мебель. В Академии художеств Петр Митурич обучался на отделении батальной живописи. Студентам приходилось выезжать на фронт и делать зарисовки окопной жизни. Позднее он разочаровался в батальной живописи и больше никогда не возвращался к ней.

Позже судьба свела его с Велимиром Хлебниковым. В жизни художника начался период экспериментов. Необычные стихи Хлебникова вдохновили его на создание объемных композиций. Так получилось, что поэт практически умер на руках Петра Митурича. Художник зафиксировал трагические события тех дней в рисунках. Он многое сделал для того, чтобы сохранить наследие "Первого председателя земного шара". "Он списался с семьей, которая в это время жила в Астрахани, и как представитель семьи приехала разбираться с наследием, с рукописями сестра Хлебникова Вера Владимировна, которая и стала моей матерью", – рассказывает сын художника Май Митурич.

Большое внимание Петр Митурич уделял цвету. Живописи он посвятил целый трактат. Он считал, что цвет "должен звучать в картине", а это не всегда удавалось даже знаменитым мастерам. "Резко критиковал некоторые неприкасаемые фигуры в искусстве. К тому же и Репину там досталось, именно с этой точки зрения – качества живописи. И появилась статья "Карлик и солнце". Карлик был Петр Митурич, а солнце – это Репин", – продолжает Май Митурич. Эта статья сыграла роковую роль в судьбе Петра Митурича. Художника обвинили в формализме, хотя его картины были вполне реалистичными. В 1936 году он практически был исключен из художественной жизни.

В последние годы Петр Митурич увлекся изобретательством. У него было несколько авторских свидетельств, хотя ему и не удалось осуществить ни один из своих проектов. Он строил модели луновиков и планеров – парителей. По завещанию художника, многие модели были переданы в Музей авиации. "Через какое-то время я узнал, что все это выброшено на свалку и вообще музей ликвидировали. Я даже поехал на свалку в Тушино и нашел только остовы", – вспоминает Май Митурич.

Не забывал Петр Митурич и о живописи, хотя многие работы пришлось складывать в стол. Он писал портреты, иллюстрировал книги. Первые персональные выставки художника открылись уже после его смерти. Недавно его ранние работы стали появляться на антикварном рынке. Зрители заново открывают имя Петра Митурича.