16.10.2007 | 10:56

"Возвращение Будды" в Государственном Эрмитаже

В октябре 1996 года в китайской провинции Шаньдун были обнаружены спрятанные восемьсот лет назад статуи Будды из храма Лунсин. Эта находка стала одним из самых ярких археологических событий ХХ века. Скульптуры выполнены из местного серовато-голубого известняка, раскрашены и позолочены. Вскоре после сенсационного открытия находки были показаны в Пекине. Теперь экспозицию привезли в Россию. В Государственном Эрмитаже открылась выставка "Возвращение Будды". Рассказывают "Новости культуры".

Сотни священных реликвий – статуи будды, мраморные и известняковые фигуры святых бодхисатв – были найдены совершенно случайно. Вход в сокровищницу был открыт не при археологических раскопках, а во время строительства спортплощадки. Десять лет назад в китайском городе Чинджоу недалеко от побережья Желтого моря. Это открытие сразу назвали одной из главных находок ХХ века – сакральные скульптуры V и VI столетий нашей эры. Это было время расцвета буддизма в Китае.

На известняке можно увидеть полустертые от вермени иероглифы. Это имена тех кто заказал жертвенную стелу, посвященную памяти умерших родителей. В Древнем Китае верили, что украшения храма, как и другие благие дела, должны помочь родителям в их жизни после смерти. На выставке представлены сокровища из древнего храма Лунсин (в переводе – "Взлетающий дракон"). Скорее всего, их спрятали в подземном хранилище, чтобы спасти от орды кочевников. Варвары постоянно нападали на восточные окраины Китая. Правда, есть и другое мнение: в сокровищницу убирали святыни, разрушенные временем. Иначе трудно объяснить откуда столько разрозненных фрагментов, которые нельзя сложить воедино.

"Не все памятники в хорошем состоянии. Эта бодисхатва без головы. Но как замечательно падают складки, шнуры для медитации, и все это замечательно подчеркивает фигуру", – рассказывает ведущий научный сотрудник отдела культуры и искусства народов Востока Государственного Эрмитажа Кира Самосюк. Таинственный полумрак, как в старинном храме, помогает защитить скульптуры, чтобы на ярком свету не выцвели остатки древних красок – киновари и охры. За полторы тысячи лет разноцветные фигуры побледнели, почти исчезла позолота. Классический зал Эрмитажа специально для экспозиции украсили в багровых тонах. Глубокий красный и ярко черный – это традиционные для Китая цвета. Идея оформления пришла к дизайнеру, когда он бродил по узким улочкам старого Пекина.

"Зал классический, с замечательными коринфскими колоннами, и поэтому наша цель была как можно больше его замаскировать, чтобы античность не заглушала и не давила на древнюю буддийскую скульптуру", – замечает заведующий сектором временных выставок Государственного Эрмитажа Виталий Королев. В витринах представлены две главные тайны Древнего Китая – фарфор и шелк, секрет изготовления которых веками скрывали от европейцев. Картины по ткани, старинные курительницы и блюда специально для выставки передали два крупных музея Китая. Большинство свитков написаны художниками школы дзэн-буддизма. Каждая картина – это призыв к медитации, духовной чистоте и просветлению.