16.10.2007 | 15:34

Великие страницы истории России в музыке. Цари России

Для Хоровой капеллы имени Александра Юрлова нынешний сезон стал дважды юбилейным. Отмечается 90-летие со дня основания коллектива и 80-летие со дня рождения выдающегося хормейстера. Под руководством Геннадия Дмитряка капелла подготовила особенный цикл концертов под названием "Великие страницы истории России в музыке". "Первой страницей" цикла стал концерт, посвященный царям России. Рассказывают "Новости культуры".

Ораторию "Иван Грозный" для хора, чтеца, солистов и оркестра Сергей Прокофьев создал из наиболее ярких музыкальных фрагментов к одноименному кинофильму Сергея Эзейнштейна. Ее исполнение требует мощи и размаха, и в тоже время необыкновенной душевной трогательности. Все это характерно для так называемого "юрловского звучания". "Мы можем только донести некую энергетику, некий дух этих сочинений, который вкладывал Александр Александрович", – замечает художественный руководитель Капеллы Геннадий Дмитряк.

Александр Юрлов не только первым стал исполнять духовную музыку и проводить великолепные фестивали у стен Новгородского кремля, он поднял хоровое искусство на высочайший уровень, работая с лучшими композиторами своего времени: Свиридовым, Рубиным, Чилаевым. "Юрловцами" сегодня называют не только его учеников, но и последователей. Он основал в России факультет народных хоров. Студенты факультета также принимали участие в концерте.

В самодержавной Руси было немало так называемых "пассионариев" – людей, которые вершили историю в переломные моменты. Если говорить о музыке, то это были композиторы Глинка, Шостакович, Свиридов, Прокофьев. Александр Юрлов был тем пассионарием, который с русским прямодушием и эпическим размахом смог научить тому, как рассказывать о русской истории через соборность русского хора.

Геннадий Дмитряк говорит, что программа, посвященная русским венценосцам, появилась в нужное время, поскольку в России появляется, в хорошем смысле, та державность и пассионарность, которая всегда была ей присуща.