16.10.2007 | 17:51

Тигран Мкртычев о выставке "Возвращение Будды"

В студии "Новостей культуры" о выставке "Возвращение Будды" рассказывает заместитель директора по научной работе Государственного музея искусств народов Востока, доктор искусствоведения Тигран Мкртычев.

- Для последователей буддизма статуи из храма Лунсин имеют, прежде всего, сакральное значение, а чем они интересны для нас?
- Мне бы хотелось напомнить о том, что буддизм появился в Китае в I веке нашей эры. Там уже были распространены даосизм и конфуцианство. Буддизм оказал огромное влияние на формирование культуры и искусства Китая. Эти статуи, которые были найдены совершенно случайно, представляют собой очень интересную страницу в истории буддизма, в целом, и буддизма Китая, в частности. Мне кажется, что для нас это открытие, которое признано археологами в Китае и во всем мире одним из самых интересных открытий конца ХХ века, оно будет интересно всем – как любителям древнего искусства, так и любителям буддизма.

- А почему они были спрятаны? Есть какие-то версии на этот счет?
- Я никогда специально не занимался этим вопросом, но хочу сказать, что в буддизме существует традиция сохранения реликвий. Это очень древняя, сакральная традиция. Скорее всего, этот клад буддийской скульптуры в таком количестве появился в результате того, что монастырь перестраивался, и скульптуру, которая уже была не нужна, разумеется, не выбрасывали. Ее собирали, хоронили, прятали, создавая, таким образом, сакральное место. К сожалению, мы не знаем точно, поскольку это было найдено случайно, всего контекста этой находки. Скорее всего, это все-таки специально сакрализованное сокрытие скульптуры, которая вышла из употребления.

- Каково значение этой находки для истории мирового искусства?
- Мы впервые получили в такой великолепной сохранности буддийскую скульптуру V – VI веков в Китае, где сохранилась живопись, позолота на камне, что бывает крайне редко. Та иконография, которую мы видим в этой скульптуре, представляет собой действительно уникальное явление в истории буддийского искусства, и мы даже можем сказать, в истории искусства мирового.

Читайте также:
"Возвращение Будды" в Государственном Эрмитаже