17.10.2007 | 12:28

Совпадения. 17 октября 2007

17 октября 1734 года родился Григорий Орлов – граф, фельдмаршал, фаворит Екатерины Второй, один из главных советников императрицы. Высокопоставленный вельможа был еще и меценатом. Орлов покровительствовал ученым и писателям. Благодаря ему были сохранены бумаги Ломоносова. Именно в этот день, 17 октября 1738 года, студент Ломоносов представил научному сообществу свой первый труд – "О превращении твердого тела в жидкое". О других событиях этого дня рассказывают "Новости культуры".

17 октября 1744 года не стало Джузеппе Гварнери – знаменитого итальянского скрипичного мастера. Созданные им скрипки, как уверяли музыканты, звучали божественно, хотя внешне инструменты Гварнери восхищения не вызывали. Его скрипки долго считались некрасивыми, но это не помешало великому музыканту Николо Паганини покорять игрой на скрипке Гварнери огромные залы. В числе покоренных был и композитор, чей день памяти отмечается сегодня.

17 октября 1849 года не стало Фридерика Шопена – знаменитого композитора и пианиста. Он обогатил западную музыку славянскими мотивами. Он не писал оперы и симфонии, зато создал огромное количество фортепианных пьес, и оказал сильное влияние на композитора, у которого в этот день был дебют.

17 октября 1825 года четырнадцатилетний Ференц Лист представлял в Париже свою оперу "Дон Санчо, или Замок любви". Это единственная законченная опера Листа. С концертами он объездил половину Европы, был в России, любил русскую музыку и даже сделал обработку полонеза из оперы Чайковского "Евгений Онегин". Интересно, что именно в этот день Петр Чайковский впервые взял в руки напечатанную партитуру "Онегина". Она содержала такое количество ошибок и опечаток, что композитор был не просто разочарован, ему было стыдно. Об этом 17 октября 1889 года Чайковский сообщил чешскому дирижеру Адольфу Чеху.

На многих музыкантов творчество композитора, который в этот день был заново открыт и для публики, оказало существенное влияние. 17 октября 1988 года в Лондоне впервые была исполнена Десятая симфония Бетховена. Она была реконструирована по наброскам композитора. Однако многие исследователи полагают, что эти восстановленные фрагменты вряд ли полностью соответствуют замыслу великого композитора.