02.05.2012 | 10:27

Памяти Юрия Левитанского посвящен спектакль Театра Елены Камбуровой "Черно-белое кино"

В преддверии Дня Победы в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой вспоминают о Юрии Левитанском - поэте-фронтовике, чьи стихи называли «акварелью душевных переживаний». В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения Левитанского. Будучи студентом третьего курса Института философии, литературы и истории, он добровольцем отправился на фронт. Становится офицером, затем военным корреспондентом, начАв печататься в 43-м году во фронтовых газетах. После он будет писать о многих вещах, но всегда с глубинной философской мыслью и болью – «каждый выбирает по себе». Лучшие стихи теперь звучат в спектакле «Юрий Левитанский: черно-белое кино». Рассказывают «Новости культуры».

Зрители здесь заходят как будто и не в зал вовсе – посещают музей-квартиру. На сцене – кровать, стулья, в центре – массивный письменный стол. Он здесь тоже полноправный участник спектакля. Это за ним будут то распивать чай вечерами, то шампанское, встречая Новый год. За ним создаваться будут стихи, те, что в 80-е читала вся страна.

Это Юрия Левитанского называют поэтом «кинематографичным». Строфы – как монтажные планы, книги стихов – как хорошие фильмы, где соблюдены многие сценарные законы. В театре Елены Камбуровой теперь убедились и в театральности стихов Левитанского.

«Этот материал именно по-хорошему несовременен, – считает режиссер Александр Пономарев. – То есть он затрагивает вещи, на которые мы сейчас, к сожалению, закрываем глаза. Да, это уже старо. А тут вещи вечные: о любви, размышления о жизни и смерти».

Елена Камбурова первой исполнила песни на стихи Левитанского – невероятно сложные, свободно переходящие от рифмованного к белому, так что и не понять, где в них точки. О Левитанском говорили «рискует рифмовать», узнавали по знаменитой «длинной строфе».

«Мне кажется, он очень песенный, – говорит Елена Камбурова. – И поэтому и тогда еще, когда мы только познакомились с Ларисой Критской вместе, и вместе читали его книгу, которая тогда еще не вышла – «Кинематограф», мы так загорелись. И, по сути, первая Лариса Критская написала на его стихи сразу целый цикл песен. Не было ни секунды ощущения, что мне очень трудно в них существовать».

В спектакле не воссоздавали биографию поэта. Здесь только стихи Левитанского и песни, которые на них писали в 70-е, пишут и теперь.

«Как раз для музыки, на мой взгляд, Левитанский очень благодарный поэт, – полагает музыкальный руководитель постановки Олег Синкин. – Она как раз рождалась очень легко, это мне самому было тоже очень странно. Там текст очень близкий к прозе, и он такой очень простой, с одной стороны, очень понятный, но там нет ничего такого, очень такая светлая лирическая песня, мне кажется, отвечающая характеру самого Юрия Давыдовича».

Образы стихотворные в этой постановке соединили с образами экранными. Специально для спектакля сняли фильм. Детство Левитанского, военные годы... Он признавался, что пишет только о том, что сам когда-то пережил.