17.10.2007 | 19:36

Произведения Императорского фарфорового завода в Москве

Армия, флот и фарфор на страже государственных интересов. Сегодня в Успенской звоннице Московского Кремля открылась выставка "Под царским вензелем". О шедеврах Императорского фарфорового завода из собрания Эрмитажа рассказывают "Новости культуры".

Фарфор и империя, хрупкость и сила – вот исторически сложившийся дуэт. Императорский фарфоровый завод был неразлучным спутником становления России как великой европейской державы. Мечта Петра Первого о постройке отечественной фабрики по производству фарфора была воплощена в жизнь его дочерью Елизаветой Петровной. Рецепт "чистого порцелина" был разработан отечественным ученым Дмитрием Виноградовым.

На выставке в Успенской звоннице представлены более трехсот экспонатов, каждый из которых является шедевром. "Выбирали наши хранители, выбирали вместе с нашими московскими коллегами. Получилась история с императорскими именами, потому то это Императорский завод, и это делалось на императорский заказ", – рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Ретроспектива охватывает период с момента открытия Фарфорового завода в 1744 году и до 1917 года. Каждый исторический период, связанный с тем или иным императором или императрицей представлен самыми эффектными произведениями. Царские сервизы: "Собственный", "Орловский", "Арабесковый" или "Ялтинский", который был посвящен путешествию Екатерины в Ялту в 1787 году и прославлял Россию как морскую державу. Чайная и кофейная посуда разных эпох. Есть на выставке несколько экспонатов, которые никогда не покидали стен Эрмитажа. Например, расписная столешница "Сибирская флора". Она имеет необычайно большой для фарфорового пласта размера – 119 сантиметров в диаметре. Или чернильный прибор Павла Первого, в украшении которого отражены самодержавные амбиции императора. Основная концепция экспозиции: в небольшом пространстве показать многое и рассказать о многом.

"Мне очень нравится экспозиция. Действительно, фарфор заиграл. Его очень трудно показывать. Здесь открыли окна. В музее, чтобы открыть окна, чтобы был свет, белый свет... И фарфор играет – вот так и надо показывать фарфор", – заметил Михаил Пиотровский.

Читайте также:
Под царским вензелем