18.10.2007 | 11:53

Игорь Суворов. Живопись по памяти

Более полувека художник Игорь Суворов рисует пейзажи родного Петербурга и каждый раз поражается тому, как меняется город. Многие из уголков Северной Пальмиры сохранились только на его холстах. Рассказывают "Новости культуры".

Художник Игорь Суворов предпочитает пасмурную погоду, когда облака рассеивают солнечный свет. Петербург особенно приятно писать с натуры именно в такие дни. Мастер рисует родной город больше полувека, со студенческих лет. Он уже давно нашел точки, с которых открываются лучшие виды. Одна из них – на Екатерининском канале, у храма Спас-на-Крови. Дело не только в композиции, просто этот вид, к счастью художника, почти не изменился. Потомственный петербуржец, проживший в Ленинграде всю блокаду, Суворов любит каждый поворот канала и каждый старинный фасад. У Петербурга-Ленинграда есть свои цвета: тонкие серые и желтоватые, сдержанные зеленые и коричневые. Картина "Невский зимой 1942 года" была написана по памяти и этюдам. Когда Строгановский дворец перекрасили, Суворов перестал писать это место.

Если посмотреть на этюды 60-х годов, обращает на себя внимание то, как изменился город. Нет эллингов на Неве, нет буксиров и нет прежних силуэтов города. Крюков канал, написанный сорок лет назад – этого вида не стало, когда построили новый дом вблизи Никольской площади. Теперь многие пейзажи можно писать уже только по памяти. Калашниковская набережная, Охта, вид от Академии художеств. Этот список продолжает серию, которую Суворов начал в середине 80-х и назвал "Снесенные храмы Петербурга". Реформатская и Знаменская церкви, вид Сенной площади. В работе над этой серией Суворов пользовался старинными открытками. Спас-на-Сенной сохранился в памяти. "Павильоны архитектора Хитнера. Помню мальчиком был, их разрушали. Сама Сенная была взорвана в 1963 году, при Хрущеве", – вспоминает художник.

В последнее время Игорь Суворов все чаще пишет пейзажи Коломны. Этот район еще не утратил патриархальность и загадочность, пока здесь немного машин, дорогих ресторанов и кричащих реклам. Молодые художники предпочитают не писать с натуры. Это слишком хлопотно, занимает много времени. И главное - чтобы найти подходящий вид, нужно обойти весь город. Петербурга рисуют с фотографий, а это приводит к обесцениванию самого жанра городского пейзажа.