02.05.2012 | 10:45

К 95-летию Федора Хитрука в Москве показывают его анимационные фильмы

Коллеги называют его самой умной головой отечественной мультипликации. И с ними оказались согласны и члены жюри самых престижных кинофестивалей, вручая Федору Хитруку «Бронзового льва» в Венеции и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Кажется, что героев анимационных фильмов мастера знают все: Винни Пух, Бонифаций, Топтыжка. Но оказалось, что у Хитрука есть персонажи, которых видели далеко не все. «Федор Хитрук – знаменитый и неизвестный» – показ анимационных работ под таким названием устроили в честь юбилея мастера. Накануне выдающийся мультипликатор отметил свое 95-летие. С этим праздником его поздравили президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, а также многочисленные друзья, коллеги и ученики. Рассказывают «Новости культуры».

Этот зал можно сравнить с космическим кораблем. Нет, не по форме – возможностям. В креслах – не просто студенты ВГИКа, Московской международной киношколы и случайные зрители. Они туристы. Место прибытия – планета Федора Хитрука. Волшебника, который целый мир создает на бумаге. А потом и вдыхает жизнь в своих персонажей. Маг и актер, который и сам не раз признавался, что «в мультипликации есть элемент ворожбы».

«Знаете, он обладает не только невероятной фантазией, ведь анимация связана еще с разными технологиями: есть технология рисованной мультипликации, кукольной, – говорит директор Музея кино, заслуженный деятель искусств РФ Наум Клейман. – Огромное количество технических приспособлений, которые не должны быть видны зрителю – их знают только профессионалы. И вот как Хитрук умеет извлекать из любой технологии, даже тогда, когда не он, а его ученики это делают. Он умеет им внушить удивительное чувство мага».

Это он своей магии обучил известных режиссеров – Эдуарда Назарова, Андрея Хржановского, Юрия Норштейна, Александра Петрова. Вместе с Норштейном Хитрук в 77-м создали экспериментальный ролик «За день до нашей эры». Длится он около пяти минут и приурочен к 60-летию Октябрьской революции

«Они взяли полотна художников тех времен, и эти полотна раскадровали, и просто их пересняли, – рассказывает преподаватель Московской международной киношколы Юрий Михайлин. – Движения, может быть добавлено 1-2% в то, что они сами нарисовали и анимировали. Это совершенно уникальный фильм. Аналогов я не видел, и по монтажу он, по-моему, опережает всю нашу мультипликацию, какая только есть».

А начиналось все в 62-м, с «Истории одного преступления». Хитрук полностью перевернул понятия о движении персонажей – они стали более лаконичными и схематичными. Пропущенные фазы должны были представить зрители.

Свои поиски Хитрук продолжает в картине «Юноша Фридрих Энгельс».

«Камера наезжает на экран, на котором что-то изображено, – рассказывает Юрий Михайлин. – То есть камера повторяет движение колокола. Сам колокол не изображен, но у зрителя полное впечатление, что он его видел. И вот мы со студентами в киношколе разбирали этот фильм, я спрашиваю, какого цвета был этот колокол, какая у него фактура. Они мне описывают это».

Маршрут этого показа-путешествия на планету Федора Хитрука экскурсоводы выбирали, так чтобы туристы могли и освежить свои воспоминания и знания об известных достопримечательностях, таких как «Винни Пух», «Топтыжка», «Фильм, Фильм, Фильм» и побывать в местах малоизвестных, но не менее увлекательных.

Увидеть редкие работы – короткие сюжеты от 1 до 3 минут. Из некоторых рождались идеи для больших фильмов. Например, из маленькой анимационной вставки к картине «Зигзаг удачи» появилась лента «Икар и мудрецы», как еще одно доказательство, безграничной фантазии волшебника под именем Федор Хитрук.