02.05.2012 | 12:30

Архитектурному символу Хельсинки - сто лет

Архитектурному символу Хельсинки - сто лет. Церковь Каллио, что в переводе с финского означает «скала», - одно из самых высоких зданий столицы Финляндии. Церковь в стиле «национального романтизма» известна своими скульптурными барельефами. Построивший ее зодчий - Ларс Сонк - в прошлом веке входил в десятку лучших европейских архитекторов. О сегодняшнем дне знаменитой церкви – «Новости культуры».

Мощная, суровая и надежная. Первое впечатление от храма может быть пугающим, высокая колокольня как будто преследует гостей города, открываясь в самых удаленных от центра районах. Отчасти это было одной из задач архитектора - создать доминанту, позволяющую ориентироваться в любой точке Хельсинки. Конкурс на строительство новой церкви, объявленный в 1906 году, обязывал участников предоставлять проекты, соответствующие духу времени, без оглядки на традицию.

«Сто лет назад необходимость строительства церкви Каллио была вызвана бурным ростом Хельсинки и развитием новых районов. В город прибывало много строителей, промышленных рабочих, и действовавшие храмы не обеспечивали их потребности», - рассказывает капеллан церкви Каллио Риита Мяннисто (Финляндия).

В начале XX века Ларс Сонк был уже признанным мастером, реализовавшим архитектурные церковные проекты в Турку и Тампере. Как инженера его интересовали высотные здания, и ранние проекты Каллио показывают, что одновременно с храмом жители Хельсинки могли получить первый небоскреб. Строительная комиссия не утвердила футуристический шпиль, но и без него скала на скале производит внушительное впечатление.

«Проект Ларса Сонка получился очень индивидуальным, В Финляндии ему нет прямых аналогов, но Каллио стала очень популярной церковью, и поэтому в провинции ее начали копировать, так по стране появилось много маленьких церквей Каллио», - отмечает искусствовед Ритва Вяре (Финляндия).

Смесь национального романтизма и северного модерна. В убранстве храма Сонк отказался от обилия деталей. Внутреннее пространство подчинено одной задаче - концентрации внимания прихожан на проповеди.

Возведение Каллио потребовало новых технологий, большая часть материалов, включая арматуру для бетона, поставлялась из Германии. Эти колокола в 1911 году были изготовлены немецкой фирмой братьев Шиллингов. Дав разрешение на подьем, представители инженерной службы напомнили, что после определенного уровня они не несут персональной ответственности за гостей храма.

«Высота колокольни Церкви Каллио – 63 метра. Но, учитывая то, что мы находимся на природной скале, от уровня моря нас отделяет почти сто метров.

Повседневная жизнь протестантского храма насыщена концертами духовной музыки, выступлениями священников, проповеди которых транслируют национальные телеканалы. Церковь готова сотрудничать со всеми, включая эстрадных исполнителей. Единственное условие - текст песен должен соответствовать духу учреждения.

Последний хит церковной архитектуры Хельсинки - Часовня молчания в торговом районе Камппи. Критики уже назвали ее «сауной духа», сравнение напрашивается, исходя из внешнего вида и материалов.

«Внешние панели изготовлены из ели, внутренняя облицовка из финской ольхи, будут также скамейки на шестьдесят мест из вяза, я бы обратил внимание на качество обработки дерева», - говорит руководитель строительных работ Николаус Толпо (Финляндия).

Идеологически проект безупречен – горожане, уставшие от суеты торговой площади, имеют возможность помедитировать в экологически чистом пространстве.