19.10.2007 | 19:38

"Короли танца" готовят "Урок"

Большой осваивает новые маршруты. Труппа главного театра страны почти в полном составе прибыла в Ростов-на Дону, где сегодня открывает двухнедельные гастроли. Это часть масштабного проекта "Большой театр – России". Благодаря этим гастролям лучшие спектакли из репертуара Большого уже видели театралы Самары, Калининграда, Омска, Новосибирска и Петербурга. Тем временем в Москве, на сцену Большого готовятся выйти "Короли танца". Этот проект объединил звезд мирового балета. Первой постановкой, которую представят Николай Цискаридзе, Сергей Филин, а также их коллеги из American Ballet Theatre и английского Королевского балета, станет "Урок". Этот балетный спектакль поставлен по абсурдистской пьесе Эжена Ионеско. Премьера, назначенная на 28 октября, откроет балетный сезон Большого. Сейчас "Короли" усиленно репетируют. Рассказывают "Новости культуры".

История о том, как учитель танцев убивает свою нерадивую ученицу, сегодня могла бы стать триллером. На балетной сцене этот жанр – большая редкость. Мария Александрова называет "Урок" экстремальным балетом. "То, что мы делаем, не может быть. Нас никогда не убьют на репетиции. Мы реально становимся жертвами", – замечает солистка Большого.

Знаменитого Флемминга Флинта пока нет в репетиционном зале. В ожидании хореографа репетицию ведет его ассистентка Корин Тристан. Ей знаком каждый шаг, каждая нота в "Уроке". Она терпеливо показывает танцовщикам все, что знает сама. Говорит, что они невероятно точны и быстры, а этот балет уникальный в своем роде. "Здесь особые комбинации и музыка, но это очень интересная постановка. Насколько мне известно, это единственный балет, в котором танец настолько связан с драматическим искусством", – замечает Корин Тристан.

С приходом Флинта репетиция становится весьма напряженной. Репетируют одновременно несколько составов. В основе знаменитого балета "Урок" лежит одноименная пьеса Эжена Ионеско, только там все происходит в математическом классе. Флемминг Флиндт перенес действие в класс балетный. "Здесь драматический театр преобладает над балетом, здесь очень много игры, ее можно каждый раз делать по-разному", – говорит солист Большого театра Сергей Филин.

В 1963 году "Урок" стал дебютной постановкой Флемминга Флинта. Изначально балет был создан для телевидения. Получив награду "Евровидения" в номинации лучшее музыкальное произведение года, хореограф перенес "Урок" на театральную сцену. С тех пор Флиндт не раз возобновлял свой балет. "Конечно, если каждый раз у меня танцуют совершенно разные исполнители, то и балет получается как будто бы другой. При том, что шаги и музыка выверены с математической точностью. Но и сейчас, несмотря на то, что танцовщики делают одинаковые движения. Вы же видели, что в итоге получается у них все по-разному", – поясняет Флемминг Флинт.

Николай Цискаридзе рассказывает, что когда впервые он столкнулся с этим балетом, у него долго не вырисовывался характер учителя. Только когда танцовщик стал репетировать в декорациях, он нашел верные тона. Как оказалось, так до него никто не трактовал эту роль. "Я выбрал стезю, что это очень большая звезда, его раздражают бездарные девочки", – рассказывает Цискаридзе.

Репетиция затянулась. Говорят, Флемминг Флинт обычно невероятно пунктуально заканчивает свой "Урок", но увлеченный своим произведением хореограф неожиданно долго доводил до совершенства мастерство танцовщиков Большого театра.