24.10.2007 | 11:22

Америка сегодня

Эрмитаж нельзя упрекнуть в консерватизме. Там открывается выставка "Америка сегодня" из собрания известного британского коллекционера Чарльза Саатчи. В экспозиции представлено пятьдесят восемь работ молодых американских художников. Этой выставкой музей открывает масштабный проект "Эрмитаж 20/21", посвященный актуальному западному искусству. О новой выставке и ее участниках рассказывают "Новости культуры".

Они называют себя поколением "После" – после того как произошла трагедия 11 сентября, мир перевернулся и разбилась вдребезги "американская мечта". Художники перестали мечтать и начали иронизировать. Они больше не боялись шокировать. Море крови, город, оторванный стихией от своих корней, или волшебная люстра из краски, леденцов, конских и человеческих волос, корабельного каната. ХХ век закончился, говорят в Эрмитаже, и надо принимать XXI таким, какой он есть. Не позволяя броским названиям заслонять само искусство.

"В современном искусстве очень много эпатажа, провокации. Смешно поддаваться на провокацию. Надо воспринимать это как постмодернистский треп, или по-русски – стеб, и не надо поддаваться на вызов, дешевую провокацию, а понимать что есть еще и провокация, более серьезная", – считает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Этим художникам не больше тридцати. Их нашел мультимилионер Чарльз Саачи. Первая выставка, которая проходила в Лондоне, стала сенсацией. Их полотна стали продаваться за сотни тысяч долларов. Их картины многозначны и многослойны.

Подсказками и путеводителем в этом фантастическом мире современного искусства должны служить таблички с названиями. Однако и они часто не помогают. Например, свою кошачью армию автор назвал "Надеюсь мне удасться пережить все это, сохранив хоть немного достоинства". Обычная магазинная стойка с обувью как будто специально придумана, чтобы вызывать вопросы, в том числе у работников таможни. "Стоило специально доказывать, что это произведения искусства, и мы не собираемся их продавать. Хорошо, что обувь, в основном, не парная, а значит ее просто не продать, и это стало нашим остальным алиби", – рассказывает куратор проекта Дмитрий Озерков.

Организаторы говорят, что их цель не шокировать, а просто показать новейшее искусство. Хорошо, что есть о чем спорить. Такова "Америка сегодня".