24.10.2007 | 12:02

65 лет со дня рождения Динары Асановой

"Не болит голова у дятла", "Никудышная", "Ключ без права передачи", "Пацаны" – эти ленты стали классикой российского кинематографа. Сегодня исполняется 65 лет со дня рождения их создателя – режиссера Динары Асановой. Рассказывают "Новости культуры".

"Она поступила во ВГИК по путевке, это ее очень мучило. Страшный комплекс. Она сидела вот тут и молчала", – рассказывает режиссер Сергей Соловьев. Очень скоро молчаливая Динара Асанова заставила говорить о себе как о зрелом и неординарном художнике, дебютировав с картиной "Не болит голова у дятла". Она была удивительно преданной в работе. Однажды пригласив актера в сниматься в свою картину, она приглашала его во все последующие работы. Сценаристов тоже не меняла.

Ее творческий тандем с актером и сценаристом Валерием Приемыховым длился долгие годы. Тема взросления стала главной в ее творчестве, но ее кино никак нельзя назвать "детским". Она рассказывала о трудностях жизни подростков и о трудных подростках, сама же она никогда не считала молодость всего лишь подготовкой к большой жизни, а, скорее, наоборот ее самой важной частью.

Динара Асанова открыла кинематографу Елену Цыплакову, Ольгу Машную, Марину Левтову. Ее метод работы с актером нельзя было повторить. Она выбирала людей с внутренним надломом, и как режиссер-документалист вытаскивала наружу эту боль. Ее отношения с юными актерами и актрисами не заканчивались на съемочной площадке. Они чувствовали в себе потребность общаться с Динарой, делиться с ней чем-то личным, даже подражать ей. Она несла определенную ответственность за их судьбу. "Динара чувствовала личностей, которым хотелось развиваться – думать, любить, осознавать себя в полной мере", – рассказывает актриса Ольга Машная.

За десять лет Динара Асанова сняла семь фильмов: "Не болит голова у дятла", "Ключ без права передачи", "Беда", "Жена ушла", "Никудышная", "Пацаны", "Милый дорогой, любимый единственный". Казалось, Асанова не щадит себя и раздаривает свою жизнь всем и каждому. "Она была очень хрупким человеком. Стеклянная, сенсорная. То, как проходили ее картины, как чиновники ее воспринимали... То, что она так рано ушла из жизни – я думаю, что это связано с этим", – считает режиссер Юрий Мороз.

Для современного поколения зрителей тайна Динары Асановой так и останется неразгаданной. Многие уже не помнят ее имени, зато любят и смотрят ее фильмы, а для художника это и есть самая желанная форма бессмертия.