25.10.2007 | 11:09

О реформе музыкального образования

В Петербургской консерватории открывается международная конференция, посвященная проблемам музыкального образования. В городе на Неве ждут крупнейших музыковедов и педагогов из стран СНГ и Европы. Одна из главных тем встречи – реформа отечественного музыкального обучения, которая вызывает много споров. Рассказывают "Новости культуры".

Мундштук, клапаны и фиоритуры – эти тонкости исполнения Андрей Толстой изучает первый месяц. Преподаватели говорят, чем старше ученик, тем больше у него соблазнов навсегда отложить ноты и инструмент. "Бывает, у них, конечно, появляются какие-то другие интересы. Вот недавно был случай: пришел ребенок и говорит, уже хотелось бы быстрее это все закончить", – рассказывает преподаватель Детской школы искусств № 4 города Санкт-Петербурга Елена Кузнецова.

Общая для всех классическая программа с обязательными предметами к старшим классам отнимала у учеников все больше времени, и многие просто бросали школу. Теперь строго будут спрашивать только с тех, кто решил заниматься музыкой профессионально. Остальным с пятого класса расписание облегчат. "Детям, которые уже проявили себя, мы порекомендуем учиться дальше усиленно именно по нашим специальностям. Это будут уже пятые – девятые классы, чтобы они ориентировались уже на профессиональное обучение", – замечает директор Детской школы искусств №4 Виктор Екимов.

Педагоги считают, что важнее всего не прервать связь между музыкальными учебными заведениями, чтобы выйдя из школы начинающий музыкант мог поступать в училище, а затем в ВУЗ. Только если сохранить эти три ступени или, говоря профессиональным языком, три основные ноты, образовательный аккорд будет по-настоящему гармоничным.

У студента консерватории Юрия Полосьмакова за плечами музыкальная школа и Училище имени Римского-Корсакова, однако только сейчас Юрий понял, зачем на протяжении двенадцати лет он сидел над нотными тетрадями. "Уже какие-то вещи знакомые, но на другом уровне, ведь мы в консерватории проходим примерно те же вещи, но уже более профессионально", – поясняет Юрий.

Сколько лет будут учиться сегодняшние первокурсники – четыре или шесть, пока не знают даже преподаватели. Пианист-бакалавр или скрипач-магистр? В многовековую систему консерваторского образования вмешивается Болонский процесс. Его плюсы и минусы уже не один год бурно обсуждают в аудиториях и репетиционных классах. Если в музыкальной школе разделить учеников будет довольно просто, то в ВУЗе оценивать придется уже не любителей, а профессионалов. К тому же есть опасения, что даже в платную магистратуру попадут не все.

"В Швейцарии, например, решается эта проблема так: там все поступают в магистратуру – то есть сто процентов – такая ровная вертикаль. У нас эта вертикаль может принять форму пирамиды с узкой верхушкой при поступлении в магистратуру", – говорит заместитель сопредседателя Учебно-методического объединения по образованию в области музыкального искусства Дмитрий Часовитин. С другой стороны, Болонский процесс даст больше возможностей выпускникам училищ. Многие довузовские учреждения настолько профессиональны, что по учебному плану вполне могли бы выпускать бакалавров. Правда, для этого им нужен статус ВУЗа. Ко всем грядущим переменам преподаватели относятся настороженно, а вот студенты, скорее, выступают за реформы. Ведь тогда они смогут выбирать нужные им предметы и ездить учиться за границу.