25.10.2007 | 12:03

Йос Стеллинг. Турне по Восточной Европе

26 октября в Москве состоится российская премьера фильма "Душка". Это новая лента знаменитого голландского режиссера Йоса Стеллинга. Главную роль исполнил российский актер Сергей Маковецкий. В столице фильм "Душка" будет представлять сам режиссер. Он возглавляет жюри нового фестиваля арт-хаусного кино "Завтра". Картина будет показана на открытии форума. Рассказывают "Новости культуры".

В Москву Йос Стеллинг приехал из Киева, потом отправится в Ригу. Режиссер рассказал, что его так привлекает в Восточной Европе. "Это секрет между мной и зрителем. Ведь между фильмом и аудиторией есть странная связь. Люди из Восточной Европы более поэтичны, а мы на Западе более прагматичны. Я предпочитаю первых", – замечает режиссер.

Идея сценария фильма "Душка" родилась в Санкт-Петербурге. Этот город вдохновил Йоса Стеллинга на создание новой картины. Сценарий состоит из нескольких историй. Одна из них – об успешном венском журналисте и сербском беженце, которого звали Душко. Главная идея фильма заключается в полном отсутствии взаимопонимания между людьми. "И вот мы стали искать человека, который подошел бы на эту роль. В процессе написания сценария я познакомился с Сергеем Маковецким. И чем лучше я его узнавал, тем больше приходил к выводу, что ему и играть ничего не надо. Сергей Маковецкий и есть Душка", – говорит голландский режиссер.

Йос Стеллинг не снимает коммерческое кино, его фильмы не годятся для широкого проката. При этом режиссер объясняет: ему не нужно создавать картины, чтобы зарабатывать на жизнь. "Для меня это не так необходимо. В городе, в котором я живу, у меня есть пара кинотеатров. Они приносят мне неплохой доход", – замечает Стеллинг. Его кинематографический язык красноречив и лаконичен одновременно. Некоторые картины режиссера обходились вообще без единого слова. Для Стеллинга важнее визуальный ряд. "Это всегда здорово не использовать много диалогов. Диалоги идут от мозга, а моя точка зрения, что кино, настоящее кино, – это то, что идет от глаз. Это, прежде, визуальное искусство. Когда нет диалогов, у зрителя есть шанс лучше видеть, чувствовать. Цвета, свет – все. Разговоры – это не так интересно. Мне кажется, они больше подходят для театра, но не для кинематографа", – считает Йос Стеллинг.

Публика – это настоящий партнер, говорит режиссер, ведь кино – это игра со зрителем. "Вчера в Киеве, в гостиничном номере, мне приснилось, что я выступаю на сцене перед зрителями, но у меня нет микрофона. Мне несут тысячи микрофонов, но они все не работают. То есть я хочу что-то сказать, а меня не слышат. Я как режиссер как будто исчезаю. Это было ужасно", – вспоминает Стеллинг. В то же время он утверждает, что когда звучит музыка и идут последние титры, уже нет режиссера. Есть только фильм и зритель.

Читайте также:
В Москве открывается новый кинофестиваль

Международный фестиваль современного кино "Завтра"