25.10.2007 | 17:04

Судьба сокровищ Екатерины Великой

Судьба сокровищ Екатерины Великой, которые лежат на дне Балтийского моря более двухсот лет, будет решаться на переговорах между российскими и финскими специалистами музейного дела, а также чиновниками министерств культуры и иностранных дел.

Вышедший из Амстердама в 1771 году под управлением капитана Раймунда Лоренса двухмачтовый голландский торговый парусник "Фрау Мария" с ценным грузом для русского императорского двора так и не достиг Санкт-Петербурга. Он попал в сильный шторм и затонул у Аландских островов. Известно, что на судне находилась коллекция произведений искусства, приобретенная Екатериной Второй для Зимнего дворца. Картины хранились в свинцовых тубах, так что есть вероятность, что они могли сохраниться на дне до наших дней.

Поиски корабля в финских водах долго не приносили успеха, и только в 1999 году экспедиция из Финляндии обнаружила затонувший корабль в 11 километрах от острова Юрмо. Исследователи установили, что при аварии корабля груз не пострадал, однако им удалось поднять лишь ничтожную его часть – шесть предметов. После обнаружения "Фрау Марии" появились планы ее подъема, но финские власти, оценив масштабы работ, не стали торопиться со столь затратной операцией.

Тем не менее, к возможности подъема парусника проявляют интерес не только в самой Финляндии, но и в соседних странах. Шведский миллионер Къель Эдвалл готов участвовать в финансировании работ. Помощь в проведении работ финнам предлагает Россия. Министерством культуры Финляндии было получено официальное письмо от российских коллег с предложением о совместном подъеме затонувшего судна. Россияне также поддерживают идею участия шведского миллионера.

В Финляндии особенно отмечают, что российская сторона признает принадлежность погибшего корабля финляндскому государству. Вопрос о праве собственности на сокровища русской императрицы весьма важен, и властям уже пришлось решать его с группой исследователей, обнаруживших корабль. Два года назад суд города Турку постановил, что "Фрау Мария" является собственностью Финляндии.

Решение суда основывается на положении национального законодательства, согласно которому любое судно, затонувшее в финской акватории и находящееся на морском дне более ста лет, становится государственной собственностью. На переговорах стороны должны четко определить степень российского участия в операции по подъему судна, однако положения финляндских законов сомнению не подвергаются.