26.10.2007 | 11:46

Легендарная Алла Осипенко отмечает юбилей

Сегодня отмечает юбилей легендарная балерина Алла Осипенко. Она училась у самой Агриппины Вагановой, которая однажды заметила: "Осипенко, с твоим характером закончишь в мюзик-холле". Шутливый прогноз не оправдался. Ей рукоплескали Петербург и Москва, Париж и Лондон. Специально для нее ставили номера Леонид Якобсон, Борис Эйфман и Юрий Григорович. Чествование балерины пройдет сегодня в Александринском театре, а в Шереметевском дворце откроется выставка, посвященная творчеству Аллы Осипенко. Рассказывают "Новости культуры".

Легенда советского балета сейчас преподает в Михайловском театре. Именно там проходили репетиции ее юбилейного вечера. Алла Осипенко предпочитает не показывать номера, в которых блистала сама. Она лишь объясняет, чтобы не подавить творческую индивидуальность молодых артистов. "Мелодия" Глюка для нее особенно памятна. В 1956 Осипенко, исполнила этот номер в Париже, поразив самого Сержа Лифаря, основателя Института хореографии во Франции. Тогда 24-летнюю солистку Кировского театра наградили премией Анны Павловой. "Я вообще была первая балерина за столько лет, которой эту премию вручили. Хотя я не сказала никому", – признается народная артистка России Алла Осипенко.

В выпускном классе Агриппина Ваганова сказала о ней: "Осипенко какая-то абстрактная", как будто чувствовала, что талантливая ученица отойдет от классики. Идеальные пропорции, благородство и изысканность линий. Ее называли лучшей Феей Сирени. Она танцевала и другие классические партии, но ее необычный дар раскрылся в балете "Каменный цветок". Юрий Григорович поставил его в Кировском театре в 1957. Осипенко создала образ хозяйки медной горы, женщины-ящерицы, коварной и обольстительной. На сцену впервые в истории советского балета она вышла без пачки – в трико. После премьеры балерина проснулась знаменитой.

Однако после успеха в Париже ее старались не выпускать на Запад. Туда "сбежали" ее ближайшие друзья – Нуреев, Макарова, Барышников. На немногих гастролях Осипенко заставляли танцевать в черном парике, чтобы на улице ее никто не узнал. Она была не способна идти на компромиссы, поэтому решила уйти из Кировского театра. С постоянным партнером Джоном Марковским они стали работать в театре "Хореографические миниатюры" у балетмейстера Леонида Якобсона. Самый знаменитый номер – "Минотавр и нимфа". Осипенко чудом уговорила председателя исполкома разрешить эту миниатюру .

Это был первый эротический балет в Советском союзе. Его сняли на пленку, хотя по телевидению много лет не показывали. Тяжелая судьба ждала другой номер – "Двуголосие" на музыку Pink Floyd. Его поставил для Осипенко и Марковского Борис Эйфман. Эта миниатюра была зафиксирована на пленке, но ее попросили уничтожить.

В творческой судьбе балерины были не только академические театры и прославленные коллективы. Три года они с Марковским работали в Ленконцерте. Звезда мирового уровня выступала в рабочих и сельских клубах. В 1988 году она уехала преподавать в Италию, но вернулась в родной город. Она пережила смерть близких людей и одиночество, но выстояла. В каждом движении и слове Аллы Осипенко чувствуется благородство.