29.10.2007 | 16:19

Вера Максимова о Театре имени Маяковского

О Театре имени Маяковского в студии "Новостей культуры" рассказывает кандидат искусствоведения, театральный критик Вера Максимова.

- Вера Анатольевна, Театр имени Маяковского – это своего рода брэнд, а что именно его отличает от других, не менее выдающихся российских театров?
- Это действительно особенный театр. Это театр, в котором сквозь годы его существования все менялось. Менялось название, менялась режиссура, менялись актерские составы или обновлялись. Это театр мощнейших постановщиков, начиная с Мейерхольда, и до сегодняшних дней это театр актера. Этот театр доказывает, что мощная постановочная режиссура – эффектные мизансцены, большие пространственные построения, массовки и так далее – не противоречит свободному, индивидуальному существованию актера. В этом театре исконно сильная труппа. Это было всегда. Мейерхольд поставил "Доходное место", и там были гениальная Бабанова и гениальный Дмитрий Орлов. Николай Павлович Охлопков ставил свою "Молодую гвардию", и там были потрясающая Бабанова, потрясающая Карпова, потрясающий Самойлов, потрясающий молодой Борис Толмазов, незабываемый Сережа Тюленев. Он ставил "Гамлета" - колоссальное полотно, объемное. Мы никогда не забудем Свердлина – Полония, мы никогда не забудем трех Гамлетов – Самойлова, Козакова и Эдуарда Марцевича.

- За эти 85 лет театром руководили выдающиеся режиссеры. Согласитесь, это всегда были разные этапы в жизни театра. Можно ли назвать кого-то одного, кто навсегда определил творческий стиль Маяковки?
- Нет, так нельзя сказать, но также нельзя сказать, что это были совершенно разные этапы в жизни театра. При том, что режиссеры очень сильно отличались друг от друга, у них был связующий элемент. Прежде всего, это был демократический театр. Они всегда работали не для знатоков, умников и интеллектуалов, а для людей. Мне кажется, что все, кто работал, обязательно опирались и были завязаны на актере.

- Сергей Арцибашев остается главным режиссером театра уже почти шесть лет. На Ваш взгляд, какими стали эти годы для театра?
- Вы знаете, я даже удивилась, когда Вы сказали, шесть лет. Мне показалось, что он был назначен совсем недавно. Я думаю, что сегодня это один из самых благополучно существующих театров, если под словом "благополучие" не понимать покой и сытость. Благополучный – это нормально существующий театр: работающие актеры, определенная линия репертуара – мне нравится линия классических постановок Арцибашева, я с интересом смотрю их. Это не значит, что я абсолютно все в них принимаю, но мне было интересно смотреть и "Мертвые души", и "Ревизора", и "Женитьбу", и "Братьев Карамазовых". Это очень театральный человек – а этот театр всегда был "театральным", и унылое жизненное подобие никогда не было его целью. Сергей Арцибашев работает очень много, и у него постепенно идет и обновление, и выдвижение новых лидеров. Это и составляет нормальную жизнь театра.

Читайте также:
Из истории Театра имени Маяковского