09.10.2012 | 09:54

Фестиваль ArsLonga открылся концертом венского квартета Amarcord Wien

«Жизнь коротка, искусство вечно» – vita brevis ars longa – латинская версия высказывания великого грека Гиппократа. Двенадцать лет назад пианист Иван Рудин решил, что ArsLonga – это превосходное название для фестиваля. Все эти годы ArsLonga был площадкой, на которой начинающие музыканты выступали со зрелыми коллективами, а разнообразная программа для публики сопровождалась мастер-классами для профессионалов. 8 октября очередной ArsLonga открылся концертом венского квартета Amarcord Wien. Рассказывают «Новости культуры».

Австрийский квартет Amarcord Wien - ровесник фестиваля Ars Longa. В Москве – впервые. Хотя уже восемь лет назад они придумали для себя программу, которую между собой называют «Русская».

Это лишь одна из пьес фортепианного цикла Мусоргского «Картинки с выставки», которую Себастьян Гюлтер переложил для скрипки, виолончели, контрабаса и аккордеона.

«Секрет нашего квартета - это аранжировки. Известные всем произведения – народные песни и классические пьесы - мы обряжаем в новые одежды», - рассказывает скрипач Себастьян Гюлтер (Австрия).

Нарядный Мусоргский в аранжировке Себастьяна Гюлтера красуется в русской программе венцев рядом с народной песней «Колокольчики», которая начинается с шумовой импровизации: завывание зимнего ветра и скрип снега – русская звуковая атмосфера.

Но есть в программе венцев одна вещь, к которой аранжировщик руки не приложил. Специально для квартета Amarcord Wien современный композитор Маркус Дейви написал произведение с названием, отсылающим к рондо Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша» - слово «грош» предложил заменить на «рубль».

Этот квартет исполняет музыку не только с русским национальным колоритом. Квартет Amarcord Wien играет и венесуэльские песни, и бразильские, и боснийские. Любят Астора Пьяцоллу, Эрика Сати и Малера. Состав из трех оркестровых инструментов и одного народного позволяет этому ансамблю любой музыке придать этническое звучание. «Мои музыкальные корни – народные. Я родился в Верхней Австрии, в деревне. На аккордеоне меня отец играть научил», - объясняет аккордеонист Томмазо Хубер.

После Томаззо Хубер получил классическое музыкальное образование. И теперь в качестве контрабасиста работает в оркестре Венской национальной оперы. А, когда берет в руки аккордеон и начинает играть с друзьями из Amarcord Wien, будто в детство возвращается. Amarcord – собственно, и значит: «Я вспоминаю». Поэтому во всех аранжировках этого коллектива народный колорит звучит, как голос из прошлого, ностальгично. Венская ностальгия – первая страница в буклете фестиваля Ars Longa. После Amarcord Wien будет концерт к юбилею Дебюсси, посвящение импрессионистам и заключительный концерт, на котором будет солировать руководитель фестиваля Иван Рудин. Вот уже 12 лет он пытается вместить в программу все самое-самое.

Читайте также

Двенадцатый международный фестиваль "ArsLonga" откроет ансамбль из Австрии