30.10.2007 | 13:05

К 75-летию со дня рождения Луи Маля

Многообразие жанров, стилей, тем, которые интересовали французского кинорежиссера Луи Маля, поражает: комедии, детективы, мелодрамы, исторические полотна. Яркий представитель Новой волны, в своих фильмах он не только отражал личный опыт, но и внимательно исследовал окружающий мир. Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Луи Маля. Рассказывают "Новости культуры".

"Дорогой Князь Тьмы, я отдаю тебе свою душу за то, что ты даруешь мне на ближайшие пять лет успех и гениальность в кино". Именно так выразил свои амбиции в кинематографе двадцатилетний Луи Маль, написав под рождество 1952 года письмо самому Дьяволу. В личном и в профессиональном плане Сатана даровал режиссеру все козыри, причем не на пять лет, а на всю жизнь. Свой первый громкий фильм "Лифт на эшафот" Луи Маль снял в 24 года. На просмотр он пригласил Майлза Девиса. Тот пришел со всем своим оркестром, смотрел и просто импровизировал. Таким образом, к утру совершенно случайно был написан саундтрек к фильму. С тех пор во всех лентах Луи Маля звучал джаз.

В 1958 году вышел фильм Малля " Любовники". Пока католическая церковь оправлялась от шока, Луи Маль и Жанна Моро на самом деле стали любовниками. Выходец из богатой аристократической семьи, получивший суровое католическое воспитание, Луи Маль был приучен держать чувства при себе. Однако в кино он делал все наоборот. Его герои предельно откровенны и исповедальны. Луи Маль очень любил свою мать, и это нашло свое отражение в фильме "Порок сердца", где режиссер рассказывает о чувственных отношениях матери и сына.

"Его семья богатая, хорошая – это видно по фильмам. Во всех его фильмах есть образ дома, общего стола, образ спокойствия", – замечает кинокритик Евгения Леонова. Луи Маль работал на съемочной площадке с Робером Брессоном. Он считался выходцем из поколения режиссеров Новой Волны. Его художественные фильмы были основаны на реальных событиях, которые он переиначивал на свой лад. Неслучайно Луи Маль оказался замечательным документалистом. В этом ему пригодился опыт, который он приобрел, работая оператором на съемках фильма о подводном мире Жака Ива Кусто " Мир безмолвия".

Маль находился в эпицентре политических событий 1968 года и пронес юношеский анархизм через все свое творчество. В центре его картин всегда был буржуазный круг, но в каждой работе он исследует его по-разному. "Зази в метро", "Частная жизнь", "Вор", "Милу в мае", "Прелестное дитя" с Брук Шилдс и "Атлантик Сити" с Сьюзан Сарандон, "Ваня с 42-й улицы". Среди этих картин фильмы о войне "Лакомб Люсьен" и "До свидания, дети!" стоят особняком.

"Его увлечение шестидесятыми годами прошло. Человек возвращается к совести, к боли. Он возвращается к войне, к еврейской теме. Ожог в детстве: его друга вывели из класса и он больше не вернулся", – рассказывает кинорежиссер Павел Лунгин. Луи Малю одинаково хорошо удавалось авторские работы и откровенно коммерческие проекты. Он снимал и французское кино, и легко покорял Голливуд. Может, поэтому и сегодня зрители самых разных поколений и вкусовых пристрастий находят в его фильмах нечто особенное.

Читайте также:
Луи Маль. Под обаянием кинематографа