31.10.2007 | 00:00

"Культура": все только начинается

1 ноября телеканалу "Культура" - одному из основных подразделений ВГТРК - исполняется 10 лет. У его истоков стояли Дмитрий Лихачев, Мстислав Ростропович, Савва Кулиш и многие другие деятели нашей культуры. Интервью Главного редактора телеканала Татьяны Пауховой "Российской газете" (Российская газета. Федеральный выпуск №4506 от 31 октября 2007 года).

Российская газета:
- В преддверии юбилея принято подводить итоги.

Татьяна Паухова:
- Очень не хочется этого делать! Десять лет - не такой большой для телевидения возраст. К тому же, задавая вопрос о предъюбилейных итогах, вы подталкиваете меня к позитивному анализу ситуации, а я этого делать, конечно, не буду. Но все же приведу некоторые цифры: за 10 лет наши зрители 820 раз сходили в театр, 250 раз слушали "Шедевры мирового музыкального театра", 114 раз побывали в Эрмитаже, 130 раз - в Русском музее и 73 раза посетили Третьяковскую галерею, увидели 4000 документальных фильмов... Подобные цифры можно называть бесконечно...

РГ:
- Порой высказываются претензии, что телеканал "Культура" не учитывает, что восприятие молодой аудитории изменилось, что возникли новые визуальные привычки.

Татьяна Паухова:
- Просто мы не "бежим впереди прогресса", как говорил один персонаж Сухово-Кобылина. Вы говорите о молодом зрителе, но вся телеаудитория стареет. Это факт, подтвержденный социологическими опросами. Тем не менее более 20% нашей аудитории составляют зрители в возрасте от 16 до 39 лет. Мы думаем, как сочетать то, что вы сейчас назвали "новыми визуальными привычками", и ТВ, посвященное культуре. Если вступить в гонку, в которой любым способом добиваются зрительского внимания, то канал потерпит поражение. Вот театр: чтобы сохранить себя, он должен полагаться на то, в чем ему нет равных, - на живой контакт сцены и зала. Режиссеры, которые излишествуют в использовании выразительных средств других искусств - кино или ТВ - попадают на территорию, где они безоружны. И чаще проигрывают. Многое из того, о чем мы говорим со зрителем, требует разговора обстоятельного, неторопливого. Искусство относится к внутренней, интимной сфере человека, и здесь должен быть достигнут компромисс между "новыми визуальными привычками" и тем, что мы показываем: концерты великих исполнителей, значительные театральные постановки, шедевры мировой живописи, открытия в области науки. Мы обязаны помнить, что эстетика и оформление зависят от содержания, а не наоборот. И стиль - по крайней мере в нашем случае - не может преобладать над смыслом. Хотя в искусстве, как и в жизни, бывают исключения. Но такие исключения должны быть талантливыми. На ТВ иногда простой монолог талантливого артиста, писателя, ученого может быть настолько ярким, что заставит помнить о нем не одно поколение зрителей. Вспомните Ираклия Андроникова, Юрия Лотмана, Дмитрия Лихачева...

Это, безусловно, телевизионное искусство.

РГ:
- Мне кажется, современная ситуация в сфере медиа такова, что нужно пояснить, что же это такое - телевидение как искусство.

Татьяна Паухова:
- ТВ может быть самостоятельным искусством. Разве работы нашего главного дизайнера Елены Китаевой - не искусство? Редакция художественного вещания Центрального телевидения СССР, его знаменитая литературно-драматическая, а также музыкальная и киноредакции доказали, что ТВ может быть искусством. Традиции, заложенные на ЦТ, смею надеяться, продолжаем и мы. Развиваем их на современном этапе. Наша задача - создание особой среды, где ТВ может быть воспринято как искусство благодаря особой организации кадра, монтажа, работы оператора, телередактора и художника. И, конечно, ключевую роль играет выбор тем и глубина их постижения.

РГ:
- А если говорить о конкретных примерах телевидения как искусства?

Татьяна Паухова:
- Самый наглядный пример - телетеатр 70-80-х. Это и не кино, и не театр, а что-то третье, существующее по своим эстетическим законам. Режиссеров - Петра Фоменко, Марка Захарова, Константина Худякова, Валерия Фокина, Александра Прошкина, Романа Виктюка - увлекала возможность создания особой, не театральной, а именно телевизионно-театральной условности. Это ведь не просто запись театрального спектакля - это новое телевизионное произведение, созданное по оригинальному сценарию на хорошей литературной основе. Многие артисты и режиссеры мечтают, что эпоха телетеатра вернется. Ведь там всегда была драматургия потрясений, было что играть. Это редко сейчас встретишь в телевизионном кино.

РГ:
- Много разговоров ведется о том, что ТВ должно оказывать более позитивное влияние на аудиторию, показывая, сколь велик потенциал российской культуры.

Татьяна Паухова:
- Не постесняюсь сказать, что основной смысл нашей деятельности - просветительство. История, музыка, театр, изобразительное искусство, литература - подавляющее большинство наших программ основаны на отечественном материале. И в "Новостях культуры" мы преимущественно говорим о событиях в мире российской культуры, не забывая, конечно, о культуре мировой. Скоро появятся пятиминутные новостные программы, посвященные отдельным искусствам - театру, кино, науке, живописи... Есть и программы о христианстве (это одна из основ культуры): "Библейский сюжет", "Святыни христианского мира", "Лето Господне". Все это дает нам право надеяться, что мы поддерживаем в обществе чувство патриотизма - подлинного. Это не слепая любовь ко всему, что происходит в твоей стране, - в таком патриотизме можно зайти очень далеко. Поэтому показываем передачи, где говорим и о наших проблемах и бедах, это дает возможность более трезво взглянуть на себя. Проблемные зоны обсуждаются в таких программах, как "Культурная революция", "Что делать?", "Тем временем", "Апокриф", а также в молодежном ток-шоу "Большие".

РГ:
- Как сейчас обстоят дела с записью спектаклей и концертов?

Татьяна Паухова:
- Нам в ВГТРК есть чем гордиться. Расскажу о том, как создавался Фонд телерадиопрограмм. Более 35 лет назад ЦТ начало его создавать. Удалось сохранить лучшие драматические спектакли 70-80-х, концерты выдающихся исполнителей, оперные и балетные постановки. Это уникальное культурное наследие стало бесценным архивом, значение которого будет расти год от года. Кстати, если бы не этот золотой фонд, канал "Культура" вряд ли продержался бы в эфире в первый год своего существования. И сейчас уже наш канал целенаправленно занимается формированием и пополнением фонда отечественной культуры.

К сожалению, с начала 90-х практически прекратились системные записи выдающихся музыкантов. ТВ тогда не интересовалось классикой, но при этом российских музыкантов активно записывали иностранные компании. Сегодня мы единственный российский канал, который планомерно представляет и пропагандирует академическую музыку. За 10 лет записано и показано более тысячи концертов с участием М. Ростроповича, С. Озавы, М. Плетнева, В. Спивакова, Ю. Башмета, Н. Луганского, Д. Хворостовского, Г. Кремера, М. Венгерова, Е. Кисина, О. Бородиной, М. Гулегиной; последние концерты Е. Светланова, почти все московские выступления оркестра Мариинского театра и В. Гергиева. Кроме того, существует более ста записей прямых трансляций - это юбилейные концерты Е. Образцовой, Ю. Темирканова, Ю. Башмета, Н. Петрова, В. Минина, С. Губайдулиной, Р. Щедрина, Г. Вишневской, В. Федосеева, премьеры спектаклей Большого и Мариинского театров...

РГ:
- Сколько жителей нашей страны сегодня может смотреть канал "Культура"?

Татьяна Паухова:
- 80 процентов городского населения и 34 процента жителей села. Сеть распространения - четвертая после "Первого канала", "России" и НТВ. Так что такая огромная страна благодаря культуре может почувствовать себя единой. Приведу пример. У нас есть программа "Афиша". Сначала там была информация только о событиях столицы. Затем присоединились регионы России, затем - СНГ. С каждым годом "Афиша" расширяла свою географию и тематику, а в 2005 году стала международным проектом. Таким образом, опера, драматический театр, галереи в Перми, Хабаровске, Казани, Москве, Петербурге и так далее теперь существуют в общемировой культурной цепочке...

РГ:
- Говорят об открытии новых каналов, в частности - о создании "Международного канала русскоязычной культуры", основой которого станет телеканал "Культура".

Татьяна Паухова:
- Говорить об этом преждевременно. Но мы на эту тему думаем с Олегом Борисовичем Добродеевым и Антоном Андреевичем Златопольским. Сейчас в моде слова "бренд" и "продукт". Так вот, деятели русской культуры - самый проверенный и надежный наш бренд, а то, что создано в сфере российского искусства - лучший и самый конкурентоспособный наш продукт. И по случаю юбилея я не могу не упомянуть деятелей нашей культуры - Д. Лихачева, М. Ростроповича, С. Кулиша, Н. Петрова, М. Пиотровского и многих других, которые ратовали за открытие телеканала. И, конечно же, первого президента России Б.Н. Ельцина, который подписал указ об учреждении в России телеканала с названием "Культура". Я не могу не упомянуть тех, кто создавал "Культуру" в 1997 году - Михаил Швыдкой, Михаил Лесин, Екатерина Андроникова, Эмилия Каширникова, Эльвира Виноградова, Наталия Приходько, Александр Власов, Оксана Ильчишина, Игорь Пилиев, Светлана Ялович, Андрей Торстенсен, Игорь Калядин, Юрий Наточий, Валентин Тернявский, Диана Хомутова, Наталья Карцова, Юрий Скворцов и многие другие. Не могу не сказать о тех, кто дал этому каналу выжить и развиться (что самое важное) без рекламы. Это, конечно, Олег Добродеев, ВГТРК. Это Елена Китаева, наш главный дизайнер, так повлиявшая на облик канала. Не могу не вспомнить об А. Пономареве, С. Неретиной, которые по сути построили наш телевизионный дом. О замечательных авторах, литераторах, режиссерах, музыкантах - Ю. Башмете, В. Федосееве, Ю. Темирканове, В. Гергиеве, В. Спивакове, Д. Мацуеве, Н. Ивановой, А. Смелянском, И. Золотусском, А. Архангельском, В. Непомнящем, Л. Аннинском, И. Волгине, А. Городницком, В. Фокине, М. Захарове, Г. Волчек, П. Фоменко, многих-многих других, которые и подарили нам наше второе и главное рождение. А вообще в 10 лет на телевидении только все начинается!..

Читайте также:

Все материалы, посвященные 10-летию телеканала>>