31.10.2007 | 11:17

Набор слов. 31 октября 2007 года

Сегодня, в канун десятилетнего юбилея телеканала "Культура", "Российская газета" и "Известия" публикуют интервью с главным редактором и директором нашего телеканала Татьяной Пауховой. Отвечая на вопросы журналистов, она рассказывает об истории создания канала, о его сегодняшнем дне и перспективах развития. Рассказывают "Новости культуры".

***
Достижима ли полная откровенность в художественном творчестве, и всегда ли мы готовы разглядеть и принять ее? На страницах газеты "Культура" опубликован репортаж из уникального московского Музея Аутсайдеров, где открылась выставка "Художник без причин". Музей рискует собирать и пропагандировать искусство, которое художник Жан Дюбюффе называл "ар брют", а искусствовед Кардинал – "аутсайдер арт". Это творчество непрофессиональных художников, которые не придерживаются какой-либо школы или традиции, которые не осознают себя художниками, их главная цель – творчество. Произведения душевнобольных Адольфа Вельфли из Швейцарии или Бабушки Мозес из США на мировом арт-рынке котируются весьма высоко. Теперь появилась возможность продегустировать российское "ар брют": "Что это, попытка эпатировать публику? Или привлечь ее оригинальностью замысла? Ни то, ни другое. Это лишь показавшаяся в водах русского искусства верхушка "айсберга" под названием "аутсайдер арт"".

***
"Преступление и наказание", пересказанное языком рок-оперы, похоже, не вызвало оптимизма у "Независимой газеты". На днях состоялась презентация этого произведения Эдуарда Артемьева. История его создания насчитывает тридцать лет. Идеей поставить рок-оперу по Достоевскому загорелся Андрей Кончаловский и долгое время убеждал композитора сесть за рояль. Либретто сочинили Марк Розовский и Юрий Ряшенцев. Опера получилась интересной для постановки, но ее актуальность, по мнению "Независимой", осталась в 70-х, потому что пик популярности этого жанра остался в прошлом. В принципе, это произведение рок-оперой назвать нельзя, утверждает издание: "Здесь и цыганщина, и блатной шансон, и городской романс, и что-то вроде рок-н-ролла, и романтическая баллада, и даже что-то вроде рэпа".

***
Газета Washington Post делится "Манифестом Орхана Памука" – публикует и комментирует высказывания нобелевского лауреата по литературе 2006 года на вручении ему почетной степени в Университете Джорджтауна. Ученые мужи ждали от Памука разных заявлений, касающихся культурной и политической проблематики, но только не призывов к "литературной глобализации мира". Памук подчеркнул, что воображение новелиста таит в себе неизведанную объединяющую силу. "Тысячи читателей живут в пространстве, придуманном автором, живут жизнью его героев, их переживаниями и это сплачивает".