02.11.2007 | 11:18

Барочная опера в современной режиссуре

Сегодня в Москве открывается фестиваль NET. Впервые за десять лет существования этого форума, представляющего современные театральные тенденции, в его программу включена опера. "Борис Годунов" – сочинение немецкого композитора XVIII века Иоганна Маттезона, учителя Генделя, одного из самых известных композиторов эпохи барокко. Эта опера долго не ставилась. Более того, длительное время партитура находилась на территории Советского Союза в качестве трофея. Лишь в 1999 году ее вернули Германии. Премьера оперы состоялась в Гамбурге в августе этого года, российская премьера прошла в конце октября в Петербурге. Теперь "Бориса Годунова" покажут в Москве. О генеральной репетиции спектакля рассказывают "Новости культуры".

Петь по-немецки Борис Годунов имеет полное право, ведь композитор Иоганн Маттезон обратился к образу русского царя гораздо раньше, чем Пушкин и Мусоргский. "Он был на четыре года старше Генделя, и Гендель работал у него в оркестре в Гамбургском оперном театре. Они были большими друзьями, и Гендель у Маттезона многому научился", – рассказывает продюсер постановки Марк де Мони.

Опера "Борис Годунов, или хитроумием обретенный трон" при жизни композитора так и не была поставлена, а партитура почти триста лет считалась утерянной, пока не была обнаружена в архивах вывезенных в Советский Союз из Германии после Второй мировой войны. Во время расцвета аутентичного исполнения эта находка была очень кстати.

Эта постановка предлагает увидеть историю Смутного времени в интерпретации композитора эпохи барокко. Барочная опера в современной режиссуре. Полной аутентичности организаторы проекта не пытались добиться. Главное, что либретто, музыкальный материал и основная идея остались нетронутыми. "Идея – когда власть и любовь представляют одно целое, потому что они происходят из одного источника. И когда они соединены с этим источником, тогда наступает гармония и счастье на земле. Это главная идея этой оперы", – утверждает музыкальный руководитель постановки Андрей Решетин.

Развивать такие идеи на основе истории Бориса Годунова Маттезону позволил удачно выбранный финал. Его опера заканчивается тем моментом, с которого начинается классическое произведение Мусоргского – то есть восхождением царя на престол.