02.11.2007 | 14:27

От камерных произведений – до этноджаза на "Московской осени"

Минувшим вечером на сцене Концертного зала имени Чайковского царила "Московская осень". По словам организаторов, этот международный фестиваль наиболее точно показывает то состояние, в котором находится отечественная музыка. На открытии фестиваля Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского исполнила сочинения современных российских авторов, многие из которых прозвучали впервые. Рассказывают "Новости культуры".

В Москве есть традиция: каждый год провожать осень с музыкой разных жанров, из разных стран. Главное, чтобы она была хорошая и новая. "Мы все делаем для того, чтобы наша профессия – музыканта, композитора – была на виду у публики, чтобы новые творения вызывали интерес и новые произведения внедрялись в концертную практику", – говорит председатель Союза московских композиторов Олег Галахов.

Валерий Полянский открыл сезон 2007. Он вспомнил, что не было "Московской осени", которая бы прошла мимо него. Впервые он выступил на фестивале, когда ему было всего 26 лет. "Были премьеры, которые остались в памяти и до сих пор волнуют: Шнитке, Сидельников, Янченко. Когда я был студентом, играл сочинения Ефрема Подгайца и сегодня играю. Он учился примерно в одно время со мной, и очень интересно наблюдать, как он вырос", – говорит Валерий Полянский.

В свое время идею фестиваля, на котором известные и не очень популярные композиторы смогут представлять новые сочинения, активно поддержал Тихон Хренников, и первый раз "Московская осень" прошла в 1979 году. "С одной стороны, мы все-таки играли все, что хотели, на "Московской осени", но иногда приходилось действовать так, чтобы это было", – признает Олег Галахов.

Отвергнутый чиновниками перед самой премьерой, Шнитке нашел признание на этом фестивале. "Осень" демократична: она принимает и камерную музыку, и электро-акустическую, и хоровое пение, и джаз, но главным козырем все-таки остается классика. "Это обмен опытом, такая лаборатория своего рода. Очень интересно наблюдать, по каким направлениям развивается наше современное музыкальное искусство", – замечает Валерий Полянский.

Новый сезон – это 37 концертных программ и сочинения 250 композиторов. В основном, премьеры. Настоящими событиями обещают стать оратория Ульянича "Пророк" на стихи Пушкина, скрипичный концерт Леденева и Седьмая симфония Эшпая.

Читайте также:
ХХIХ международный фестиваль "Московская осень"