02.11.2007 | 18:18

Роман Берченко об опере Маттезона "Борис Годунов"

В студии "Новостей культуры" об опере Маттезона "Борис Годунов" рассказывает музыкальный критик Роман Берченко.

- Маттезон – фигура, очень известная для своей эпохи, но в истории он остался, прежде всего, как автор теоретических трудов, а его музыка была практически забыта. Как Вы считаете, опера "Борис Годунов" представляет только исторический интерес, или музыкальный – тоже?
- Я думаю, безусловно, музыкальный – тоже. Хотя бы потому, что опера – это не только музыка, но и музыкальная драматургия. Поэтому взгляд такого крупного автора как Маттезон на события русской истории в сочетании с музыкальными приемами его времени – это, безусловно, очень большое культурное событие, и оно представляет огромный музыкальный интерес.

- Для нас это было Смутное время, а европейцы имеют еще более смутное представление об этой эпохе. Как Вы считаете, почему Маттезона привлек именно такой сюжет?
- Я думаю, что слом династий, который случился в это время, который все время привлекает и русских историков, и драматургов, не мог не привлечь такого крупного оперного драматурга – еще раз подчеркну – как Маттезон. Это – первое. Второе: видимо в Европе шли постоянные разговоры о России. Победы Петра Первого всколыхнули интерес к этой стране, поэтому вполне естественным было желание такого крупного композитора обратиться к этой теме.

- Насколько интересна барочная музыка для широкой публики, а не только для профессионалов?
- Сейчас наблюдается огромный интерес, просто колоссальный всплеск интереса наблюдается в последнее десятилетие, и мне посчастливилось наблюдать это собственными глазами на Баховском фестивале в Лейпциге, на Генделевских фестивалях в Геттингене и Халле. Залы переполнены, билеты раскупаются за несколько месяцев, есть категории людей, которые приезжают с других континентов и, по сути, живут барочной музыкой. Они путешествуют за фестивалями, за интересными концертами по всему миру, покупают компакт-диски, они практически живут в эту эпоху. Конечно, это интересует не только специалистов.

- В России барочное исполнительство делает не только первые шаги. Как российские музыканты, которые принимают участие в этом проекте, решают вопросы освоения не знакомого для них стиля?
- В оркестре, который, кстати, возглавляет наш соотечественник Андрей Решетин, есть представители и России, и других стран, где возрожденные традиции исполнения барочной музыки уже насчитывает много десятилетий. Поэтому, я думаю, что наши музыканты, которые участвуют в этих проектах, очень быстро учатся. Кстати говоря, Тревор Пинок – очень авторитетный английский дирижер, несколько лет назад приезжавший в Россию и игравший с русскими музыкантами, – буквально ответил на Ваш вопрос. Он сказал, что, действительно, в России еще мало умеют играть барокко, но очень быстро учатся, и здесь очень талантливые люди, и он уверен, что этот европейский уровень исполнительства будет достигнут в России одним общим рывком.

Читайте также:
Барочная опера в современной режиссуре