02.11.2007 | 19:41

Коллекционеры и коллекции детского рисунка

"Коллекционеры и коллекции детского рисунка" – экспозиция, которую педагоги и искусствоведы собирали десятилетиями по разным городам. Выставка открылась в Центре эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон". Свои уникальные коллекции детских рисунков предоставили Институт художественного образования РАО, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина и Центральный дом детей железнодорожников. Рассказывают "Новости культуры".

Коллекционировать детские рисунки – это занятие для энтузиастов.
Одним из них был историк искусства Анатолий Бакушинский. Он просил, например, ребенка нарисовать хоровод или дерево, чтобы понять какое у пяти- десяти- или пятнадцатилетнего человека представления об окружающем пространстве, как происходит становление личности. Сколько рисунков, столько и историй. В 20-е годы были актуальны сюжеты: прощание с Лениным, букварь, на котором изображены серп, молот и пятиконечная звезда, баррикады на улицах, первая железная дорога. Представленные работы изображают Сельпо, Продмаг, торговлю на рынке. Дети бытописателями оказались, и это чрезвычайно интересно", – замечает куратор выставки Наталья Фомина.

1916 год. Рия Митрохина делала рисунки для художника Петра Кончаловского, а потом подарила листы Эфросу. 1934 год. Ксилографии девятилетнего Ивана Фаворского представлены на первой международной выставке детского рисунка в Пушкинском музее. Рядом – работы его брата Никиты. Стать профессионалами помешала война. Оба брата погибли. Судьбы других юных авторов проследить сложнее. "И архитекторами стали, и медсестрами, и поэтами, и физиками, и математиками. Один стал художником, другой сказал: "Я стал гардеробщиком"", – добавляет хранитель выставки Наталия Бочарова.

Если изучать подписи, то можно отыскать на выставке произведения родственников: например, рядом с юными художниками 20-х годов работы их внуков эпохи 80-х.