03.11.2007 | 16:34

Борис Годунов, или хитроумием приобретенный трон

За десять лет фестиваль с громким названием "NET" стал важным театральным событием осени. Новый Европейский Театр – это совместный проект критиков Романа Должанского и Марины Давыдовой. Новый сезон оноткрылся внеконкурсным показом. Режиссер и хореограф Клаус Абромейтс привез из Германии оперу, написанную во времена барокко. Однако фестивальное требование новизны не было нарушено. Рассказывают "Новости культуры".

"Борис Годунов" Маттезона – это первая европейская опера на русский сюжет. Кроме того барочная музыка сейчас очень популярна в Европе, но впервые представлена в России. Кроме того, эта опера возникла, скорее, по политическим мотивам. В то время Европа бурно переживала победу Петра в Полтавской битве. Автор произведения, композитор Иоганн Маттезон был близок политике, он служил секретарем английского посла в Гамбурге, и его "Борис Годунов" появился на свет через год после Полтавской битвы.

Либретто оперы Маттезона основаны на реальных событиях. "Я думаю, что он пользовался "Записками о России" Петра Петруса и тех, кто писал о России на основе этой книги. Сюжет в точности повторяет, что изложено там", – рассказывает музыкальный руководитель постановки Андрей Решетин. В центре оперы находятся три любовные пары, причем любовь и власть пребывают в полной гармонии. "Три любви, когда сходятся воедино три пары, следующая сцена – коронация Бориса. То есть трон Бориса установлен на основах любви", – продолжает Андрей Решетин.

В этой постановке нет никаких душевных мук преступного царя Бориса, известных нам по трагедии Пушкина и опере Мусоргского. Европейский Борис – абсолютно положительный персонаж, при том, что в Европе к реальному Борису Годунову, как и к Иоанну Грозному, было негативное отношение. Чтобы объяснить это противоречие, следует расшифровать язык барочных аллегорий. "Добро и зло познается в сравнении. Если Борис положительный, то кто-то рядом с ним настолько отрицателен. Отрицательный, конечно, Петр", – добавлет Андрей Решетин.

Опера поставлена в барочной эстетике. Это красочное зрелище в сочетании с красивой музыкой в качественном исполнении смотрится и слушается увлекательно. Возможно, европейский бум на барочную оперу коснется и России.

Читайте также:
Роман Берченко об опере Маттезона "Борис Годунов"

Барочная опера в современной режиссуре