08.11.2007 | 11:21

Мастера. Техника и искусство русского строителя XV – XIX веков

Музей-заповедник "Коломенское" открывает сегодня новую экспозицию "Мастера. Техника и искусство русского строителя XV – XIX веков". Среди экспонатов – уникальные строительные инструменты и произведения малых архитектурных форм. Рассказывают "Новости культуры".

Большинство экспонатов поступили в коллекцию еще в 30-е годы благодаря усилиям директора музея Петра Бороновского. До сих пор никто точно не знает, каким образом он спас ступени Чудова монастыря и ворота Николо-Резванской обители – их подпорные столбы сделаны из цельного ствола дуба. Чтобы установить ворота в выставочном зале, понадобились усилия девяти рабочих. Главный хранитель музея Ольга Полякова рассказывает, что только сейчас появилась возможность вынести эти бесценные экспонаты из запасников. "Мы показываем резьбу из Новгорода, ворота из монастыря. Все это уже не сохранилось – ни домов, ни ворот. Чудный экспонат – флюгер. Он украшал башню Китайгородской стены. Уже нет ни стены, башни нет, а флюгер отреставрирован и украшает экспозицию", – рассказывает она.

У выставки была сопутствующая исследовательская цель: установить имена мастеров, выполнивших изразцы или резьбу, которыми мы теперь восхищаемся. Колокол XVII века подписан мастером Дмитрием Моториным – основоположником целой династии. Его потомок Иван отлил кремлевский Царь-колокол. Изразец "Евангелист Лука", как выяснилось, сделан мастером Степаном Ивановым по прозвищу Полубес. Почему Полубес, вряд ли когда-нибудь станет известно. Роскошный изразцовый камин – один из пяти, сделанных по знаменитому эскизу.

На выставке представлены не только рабочие инструменты, предметы обихода, но и иконы, на которых изображен процесс строительства. На раме от иконы Богоматери Толгской епископ Трифон несет бревно при закладке монастыря. На первый взгляд, икона "Разорю житница моя" середины XVII века целиком посвящена возведению амбара. На самом деле, она написана по притче о богаче, который был одержим наживой настолько, что не замечал смерти у себя за спиной. В Советские времена этот сюжет был спрятан за строительными мотивами. "Там, где изображен богач и смерть за его спиной, – это было закрыто серой тканью, а показывали только сруб. Икона висела рядом с макетом Коломенского дворца", – замечает Ольга Полякова.

Последнее поступление в Коломенское – сруб, обнаруженный при археологических раскопках этим летом в Кремле.