03.05.2012 | 15:58

В Москве простились с Семеном Райтбуртом

В Москве сегодня простились с режиссером, сценаристом Семеном Райтбуртом. Ученик Сергея Эйзенштейна и Льва Кулешова создавший свой собственный жанр в кино-научно-художественный. Его фильмы - «На берегу озера Иссык-Куль» и «Развитие рефлекторной деятельности в онтогенезе» получили награды Венецианского кинофестиваля. Семен Райтбурт так рассказывал об астрономии и физики, что неподготовленные зрители его прекрасно понимали, а ученые не находили ни одной ошибки. Рассказывают «Новости культуры».  

«Я задам вам один вопрос, вы должны ответить на него за 24 часа. Если Вам это не удастся, вы платите мне сто тысяч долларов». (Фрагмент из фильма «Математик и черт», режиссер – Семен Райтбурт). На этих кадрах торг ведут не Кайдановский и Шестаков, сам черт и математик. В историю доказательства великой теоремы Ферма Семен Райтбурт вовлечет зрителя с первой же секунды. Элементарную сейчас, труднейшую тогда, в 72 году, математическую задачу дьявол не решит, но даже непосвященные поймут: наука о числах чертовски увлекательна.

«Есть такая мысль, что наука она идет вперед, и научные знания устаревают, и Райтбурт создавал фильмы по поводу одного или другого или третьего. Знания устаревают, а фильмы не устаревают. Потому что есть ценность. В фильмах Райтбурта важно не что он говорит, а как!» - уверен главный редактор киностудии «Центр национального фильма» Николай Чуев.

Как показать рефлекторную деятельность в онтогенезе или, к примеру, природу элементарных частиц? Все недоступное и загадочное в картинах Райтбурта становилось простым и понятным. Зритель получал научные знания как бы невзначай. Вот девушка беседует с молодым человеком о звездах и планетах – не за школьной партой, на романтическом свидании.

(Фрагмент из фильма «Этот правый левый мир»). Ни математик, ни биолог, ни физик – выпускник ВГИКа – сам, по своим же сценариям, снимал научно-точные фильмы. Каждый - буквально переворачивал сознание.

«Семен Липович нашел такую кино-театро-драму, такой совершенно необычный жанр, потому что за двадцать минут человеку становилось понятно то, что невозможно казалось бы без специального образования понять», - объясняет художественный руководитель киностудии «Леннаучфильм» Валентина Гуркаленко.

О том, что такое теория относительности, у Райтбурта со знанием дела и с юмором рассказывает Алла Демидова – тогда еще студентка Щукинского училища. А в кадре с ней – Грибов, Вицин, Полевой. У Райтбурта это основной метод, им же придуманный – актеры в его фильмах – посредники между наукой и зрителем.

«Семен Райтбурт для меня – некая путеводная звезда, потому что научное кино научно-популярное кино в его исполнении, в его творческой лаборатории, приобрело характер искусства», - убежден главный редактор киностудии «Центр национального фильма» Николай Чуев.

Искусству постигать новое и открывать его для зрителей Райтбурт учил и студентов во ВГИКе. Он до последнего болел за научно-популярное кино, которое было для него беспрерывным движением на границе между наукой и искусством.

Читайте также:

Не стало Семена Райтбурта