09.11.2007 | 12:23

Неограниченные возможности мультиперкуссии

Дмитрий Щелкин начинал музыкальную карьеру в качестве трубача. Сейчас у него репутация виртуозного исполнителя на инструменте, которого формально не существует. Солист ансамбля Марка Пекарского, мультиперкуссионист – герой рубрики "Дебют". Рассказывают "Новости культуры".

Свой инструмент Дмитрий Щелкин изобретает каждый раз, когда берется за новую пьесу, причем очень часто из подручных материалов. Например, металлические уголки, были куплены на строительном рынке. Такова особенность мультиперкуссии. Нотация при этом весьма условна. Чаще всего композитор указывает только характеристику звука и регистр, в котором он должен находится. "Средние и очень пронзительно-высокие. Металл. Какие инструменты? Единственное, на что указывает Ксенакис, что следует избегать традиционных тембров, узнаваемых", – рассказывает Дмитрий. Поэтому поле для творчества в мультиперкуссии просто огромное. Это больше чем интерпретация, само звучание любой пьесы может изменяться от исполнения к исполнению в зависимости от воли музыканта. "В принципе, если у меня очень изящные инструменты, я могу составить какой-нибудь восточный лад", – замечает ударник.

Прототипом мультиперкуссии стали джазовые установки начала века, которые тоже поначалу составлялись из набора самых различных ударных инструментов. Первое серьезное произведение для мультиперкуссии "Цикл номер девять" принадлежит перу Карл-Хайнца Штокхаузена. Формально этот инструмент не существует до сих пор. Этот термин для внутреннего употребления придумали ударники, а не композиторы. "Они пишут музыку для ударных. Это могут быть сочетания какие угодно. Вибрафон и девять там-тамов, могут быть тринадцать барабанов", – продолжает Дмитрий. Однако формальные права инструмента не мешают Дмитрию пополнять свой репертуар множеством серьезных произведений. Для мультиперкуссии, не употребляя этого слова, с завидной регулярностью продолжают писать самые известные композиторы.

Для, начинавшего музыкальную карьеру в качестве трубача, Дмитрия Щелкина мультиперкуссия – это образ всей современной музыки. Каждое новое произведение – это новая форма, оригинальная нотация и новый музыкальный язык. "Я пытаюсь делать музыку, заниматься музыкой, а музыка – одна из попыток стать самим собой. Всего лишь", – признается музыкант. Эту попытку уже можно признать успешной. Дмитрий считается одним из самых перспективных ударников России. Он неоднократно становился лауреатом исполнительских и композиторских конкурсов. В своем развитии он не остановится – об этом может сказать хотя бы его отношение к своему инструменту. Более всего он не желает, чтобы мультиперкуссия повторила судьбу джазовой ударной установки, закостенев в стандартном наборе тарелок и барабанов, тем самым значительно сузив круг творческого поиска музыканта.