11.11.2007 | 15:55

О реставрации московских памятников

Семьдесят пять монументов – от памятника Минину и Пожарскому на Красной площади до знаменитых "Ежей" – монумента защитникам Москвы. Масштабная реставрация объектов культурного наследия проводится в столице впервые за всю новейшую историю России. Работы должны быть выполнены к 30 ноября. Рассказывают "Новости культуры".

Реставраторы сначала моют памятник Тимирязеву, затем наносят на него специальный гель и смывают его водой. "Это просто вода под давлением, и давление регулируется: для каждой породы камня – свое давление воды. Это расчистка памятника Тимирязеву, он из гранита, – рассказывает художник-реставратор по камню Алексей Коченович. – Для него можно использовать максимальное давление воды, но если это мрамор, будет пагубно".

Мыть городские памятники нужно примерно один раз в три года. Если этого не делать, то наслоения от осадков и птичий помет начинают разрушать металл и камень. В этом ноябре очищают не только Тимирязева, но еще и каменных Пушкина, Гоголя, Грибоедова, и другие памятники. Это беспрецедентная программа реставрации московской монументальной скульптуры. "Профилактика памятников происходит каждый год. Просто, почему сейчас все обратили на это внимание – мы сделали очень большой объем: семьдесят пять монументов. Это семьдесят процентов от всех памятников, которые охраняются на территории Москвы", – замечает пресс-секретарь Москомнаследия Наталья Логинова.

К счастью, большинство монументов Москвы не требуют реставрации – только профилактики, которую можно выполнить за один день. Однако некоторые требуют серьезной работы. К примеру, памятник Чайковскому. "Большие проблемы с фундаментом. Проседает фундамент в отдельных участках, и из-за этого разрывается бронзовое ограждение. Соединить участки не представляется возможным, не соединив фундамент", – поясняет главный специалист компании Центр Реставрации Леонид Голосков. Тем не менее, сам памятник, сохранился очень хорошо. Как утверждают реставраторы, Вера Мухина сделала все, чтобы Чайковский стоял века. Горожане и гости столицы сделали для этого гораздо меньше. Мало того, что из руки маэстро исчез карандаш, так еще и в отрывках произведений Чайковского, которые украшают ограду, не хватает пятидесяти нот и знаков. Причем восстановить их не так-то просто. К примеру, длину только одной лиги выясняли два дня.

Преподаватели Московской консерватории тоже озаботились тем, чтобы отрывки произведений Чайковского были переданы идентично, и дали рекомендации реставраторам. "Когда мы узнали, что реставрируется памятник и должна пройти реставрация этой нотной строки, мы подошли, посмотрели, увидели эти утраты. Отрывки мы узнали, а потом просто проверяли по нотам. Партитуры струнного квартета у меня нет, пришлось пойти в нашу библиотеку, взять партитуру и выписать начальные такты Анданте – две части, которые появляются здесь", – говорит преподаватель Московской государственной консерватории Александр Волков.

У памятников есть три врага: городская среда, вандалы и доброжелатели. Какой-нибудь особо активный дворник возьмет и вымоет мрамор с хлоркой или отшлифует медный памятник. Что асфальту хорошо, то памятнику – смерть. Ко дню города реставраторы восстановили цепи вокруг памятника Пушкину. Однако уже через месяц, в конце сентября, цепи вновь оказались оборваны. Тогда реставраторы сохранили формы для отливки, чтобы в любой момент можно было отлить и повесить новые цепи.