13.11.2007 | 15:08

Музыка Эдуарда Артемьева московской осенью

Композитора Эдуарда Артемьева называют отцом-основателем российской академической электронной музыки. В 1960 году он был одним из первых энтузиастов, создававших музыку на первом советском синтезаторе АНС, названном так по инициалам Скрябина. Кроме того, Эдуард Артемьев известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Предстоящему семидесятилетию композитора посвятила концерт Ассоциация электронно акустической музыки. Концерт прошел в зале Дома композиторов в рамках 29-го международного фестиваля современной музыки "Московская осень". Рассказывают "Новости культуры".

На концертах электронно-акустической музыки сцена часто пустует. Большинство сочинений представлены в записи. В руках у слушателей звукозаписывающие устройства. На диске записаны фрагменты из новой оперы Эдуарда Артемьева "Преступление и наказание". Слова для англоязычного варианта оперы написал Тим Райс, автор текстов рок-оперы "Иисус Христос Суперзвезда". За постановку возьмется Андрей Кончаловский, как только закончит работу над фильмом "Щелкунчик", в котором тоже без музыки Артемьева не обошлось.

Для сочинения "Комар" Виталий Голутва записал писк самых разнообразных кровососущих насекомых. Кроме его сочинения, в программе концерта – произведения Артема Васильева, Александр Бердюгина, Андрея Андерсена и Тараса Буевского. Творчество многих из них продолжает традицию Артемьева. "Тот глубокий мелодизм, его сразу можно услышать, – это и есть традиция Артемьева", – замечает композитор Анатолий Киселев.

Первый концерт Ассоциации, основанной Эдуардом Артемьевым, Анатолием Киселевым и Владимиром Комаровым, состоялся тоже в Московском доме композиторов семнадцать лет назад. "Инженеры дали нам возможность играть с пространством. Неизведанное и страшно завлекательное", – говорит Артемьев.

Акустика – это музыкальный резерв, который до сих пор не используется композиторами в полной мере, считает Артемьев. Технические изобретения пока опережают композиторскую мысль. Так же, как звучание опережает иллюстративный ряд на концерте в Доме композиторов.

Читайте также:
От камерных произведений – до этноджаза на "Московской осени"

ХХIХ международный фестиваль "Московская осень"