14.11.2007 | 19:39

Классик советского фоторепортажа Виктор Руйкович

Виктора Руйковича сегодня уже называют классиком советского фоторепортажа. Вечный бунтарь и нарушитель предписаний. К его столетию в "Фотоцентре" Союза журналистов открылась выставка его фотографий. Рассказывают "Новости культуры".

На свой столетний юбилей Виктор Руйкович планировал устроить большую фотовыставку – сто новых работ, снимки, которых никто еще не видел. Но этого не случилось. За четыре года до заветного юбилея Виктора Руйковича не стало. Еще при жизни он составил список трехсот лучших своих негативов. В юбилейной экспозиции представлено лишь два десятка работ. Почти все снимки и негативы после смерти мастера оказались в частных коллекциях. Например, на выставке есть лишь вырезка из газеты с его знаменитой фотографией "Шарманщики", за которую мастер получил свою первую премию. ""Шарманщики" – замечательная фотография, напечатанная 157 раз во всех журналах мира. Это два шарманщика, которые идут по дороге, а дорогу можно ассоциировать, как в фильмах, Феллини с дорогой жизни", – замечает фотограф Виктор Ахломов.

Свой первый снимок Виктор Руйкович сделал, когда ему было восемь лет. Серьезно искусством светописи стал заниматься в восемнадцать. Он встречался с Мейерхольдом и Пастернаком, Индирой Ганди и Гагариным, снимал фоторепортажи для таких изданий как "Огонек", "Известия", "Правда", делал фронтовые снимки для газеты "За честь Родины". На фотографии 1942 года писатель Илья Эринбург и генерал Андрей Власов среди офицеров Двадцатой армии.

После войны мастер работал в журнале "Советский Союз". Лучшим своим фотоочерком Руйкович считал цикл о Михаиле Шолохове. Никаких постановочных кадров, только правда жизни, которая привела к разгромному постановлению ЦК о недопустимости такой натуралистической манеры, искажающей облик писателя. "Почему? Потому что Шолохов выпивает, а при Советской власти считалось, что писатель выпивать не должен, а он выпивает там, причем так красиво и хорошо", – поясняет Виктор Ахломов. После очередного скандала Руйковича выгнали из журнала "Советский Союз", однако так и не смогли заставить уйти из фотожурналистики. Почти все работы мастера сделаны в черно-белом варианте. Цветные фотографии он так и не полюбил. Снимки делал на своем любимом фотоаппарате – "Лейке".