15.11.2007 | 17:55

Музей в эпоху современных технологий

Сегодня, в век современных технологий, одним из важных направлений в деятельности многих российских музеев стала информатизация коллекций. Художественные музеи и галереи по-разному решают проблемы создания электронных каталогов своих фондов. Сегодня в стенах Московского музея современного искусства впервые прошел научно-практический семинар, который был посвящен созданию электронных информационных ресурсов в российских музеях. В нем приняли участие: главный хранитель Государственной Третьяковской галереи, президент Международного музейного комитета ИКОМ в России Екатерина Селезнева, заместитель директора Московского музея современного искусства Людмила Андреева, заведующая фондами Московского музея современного искусства Елена Насонова, а также представители корпорации, которая помогает нашим музеям справиться с такой сложной задачей как создание электронных архивов.

В рамках семинара обсуждалась техническая сторона вопроса – то есть возможности и этапы формирования в музеях таких архивов, которые сделают открытым всеобщий доступ к коллекциям и в то же время смогут обеспечить сохранность произведениям искусства. Кроме того, большое внимание было уделено содержательной стороне. Не секрет, что в плане оснащения современными технологиями российские музеи существенно отстают от западных, и для многих сотрудников (особенно в регионах) компьютер и тем более Интернет остаются просто словами, позаимствованными из английского языка. Однако многие московские музеи уже оценили пользу информационных технологий, помогающих сберечь и продлить жизнь культурно-историческому наследию, доверенному на хранение музеям. Именно об этих примерах и шла речь на семинаре.

Екатерина Леонидовна Селезнева начала свою речь с эпиграфа. Она озвучила несколько пунктов из протокола о создании Союза музейных работников в Москве в 1918 году. Она отметила, что эта организация появилась в Москве гораздо раньше, чем Международный совет музеев, который недавно отпраздновал свое шестидесятилетие. "В 1918 году, когда уже начались и чистки в музеях; когда такого гения музейного дела как Грабарь обвинили в неправильном руководстве Третьяковской галереей, тогда поняли, что единственная возможность выживания для музейных работников – это объединение. Такая организация должна заботиться о жизни не только музея, но и всех его членов", – отметила Екатерина Селезнева. Она рассказала о том, что самые первые поступления в Третьяковскую галерею – а это 28 тысяч экспонатов – первоначально не имели номеров поступления, и это случилось не по вине сотрудников.

"Сейчас единение музейных работников стало особенно актуальным. Особенно это выявилось после ужасных событий, которые произошли в Эрмитаже. Без всякого преувеличения, можно сказать, что эти события потрясли всю мировую музейную общественность. Последовавшие затем проверки, конечно, выявили все те проблемы, которые накопились во многих музеях Российской Федерации. Накопились они не потому, что долгие годы музейные сотрудники не выполняли своих прямых обязанностей или выполняли их крайне плохо, а потому что история любого музея всегда является отражением истории его собственной страны. К сожалению, на музеи во все времена не хватало денег у российских властей, и эта нехватка денег, конечно, и привела к тому, что особенно в области учета произведений мы можем констатировать существенное отставание от многих наших зарубежных коллег", - еще раз подчеркнула Екатерина Леонидовна.

Главный хранитель Третьяковской галереи привела в пример выставочный проект, который сейчас находится в разработке: "Занимаясь сейчас подготовкой выставки Тулуз-Лотрека, которую мы планируем открыть в феврале следующего года в Третьяковской галерее, я совершенно не должна была ехать в Париж. Я могла просто сидеть за своим рабочим столом, открыть веб-сайт Лувра, найти там по алфавиту в графическом собрании имя Тулуз-Лотрека и посмотреть вместе с фотографиями и в соответствии с полными инвентарными описаниями рисунки Тулуз-Лотрека, которые хранятся в Лувре, но принадлежат музею Д’Орсе. Это доступная и очень приятная операция, безусловно, сэкономила Третьяковской галерее огромное количество средств. Конечно, мы понимаем, что западные музеи во многом очень опережают музеи Российской Федерации именно по части открытости, публичности собственных коллекций".

Здесь Екатерина Селезнева затронула очень важную проблему – возможность создания виртуальной галереи, открытой для свободного доступа посетителей, в которой были бы полностью представлены все музейные коллекции. "Стоит отметить, что в самой Третьяковской галерее среди многих моих коллег есть такое ощущение, что информацией, которой владеют музеи, нельзя делиться. Мне кажется, что с этими собственническими и, на мой взгляд, крайне непрогрессивными идеями нам всем пора расставаться. Я понимаю, что это связано отчасти с тем, что у некоторых музеев еще нет полных каталогов собраний. Нет полного каталога и в Третьяковской галерее. Мы находимся только в середине пути, и эта работа ведется, еще не все собрание каталогизировано. Вот это право первой публикации очень часто тормозит и делает мало доступным собрания многих музеев. Необходимо сейчас использовать момент, когда государство все-таки повернулось к музеям лицом".

К этой программе уже присоединились многие музеи, среди которых – Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Государственный музей современной истории, Музей истории города Москвы, Российская государственная библиотека, Государственный архив Российской Федерации, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник "Московский Кремль" и другие. К слову, совсем недавно Московский Кремль презентовал новый интерактивный мультимедийный проект, благодаря которому можно не выходя из дома, с помощью компьютера совершить уникальную прогулку по Кремлю, Красной площади и Александровскому саду. Все музейные проекты они объединены главной целью – сохранить накопленное достояние, продлить жизнь древним оригиналам, а также обеспечить свободный доступ к культурным ценностям. Таким образом, музеи с помощью электронных технологий могут осуществлять виртуальные выставки и экскурсии, готовить сопровождающие материалы к выставкам реальным (диски, фильмы, аннотации к экспонатам), а также делать детализированные копии экспонатов для удобства работы исследователей и реставраторов.

На наш вопрос о важности информатизации в современных музеях России, заведующая фондами Московского музея современного искусства Елена Викторовна Насонова ответила так:
"Мне кажется, это вопрос о сохранении культурного наследия, который сейчас очень актуален для всех музеев, не только московских. Это сохранение коллекций и сохранение культурного наследия для потомков. Информатизацию можно расценивать по-разному. Здесь мы говорим о том, как создать высококачественную электронную копию, оцифровать предмет и избежать его дальнейшего повреждения. Какая-то часть представлена в экспозиции, а какую-то часть мы не можем по многим причинам продемонстрировать. Например, абсолютно ветхие коллекции – такие как прекрасная дореволюционная графика. Таким образом, создавая электронный банк изображений, мы можем предоставлять его для работы исследователям, молодым студентам, в конце концов, просто всем желающим познакомиться с полной коллекцией музея. Ведь нас часто спрашивают, выставлена ли какая-то определенная вещь, и мы вынуждены объяснять, что по разным причинам она в данный момент не экспонируется. То есть речь идет о несколько другом, перспективном проекте – о создании виртуального музея, возможности которого безграничны".