16.11.2007 | 14:15

Агитационный фарфор из Китая: 185 работ

Выставка "Фарфор. Китай. Культурная революция" открылась в Москве в Музее современной истории России. Культурная революция, которая во второй половине ХХ века навлекла на Китай смуту, несла, с одной стороны, искажение и даже искоренение традиций, а с другой, создавала новую культуру. В стороне не осталось производство знаменитого китайского фарфора. Новые сюжеты, формы, отрицание многовекового опыта доказали обратное – живучесть культуры. Теперь – это предмет гордости коллекционеров. Сто восемьдесят пять работ представлено на выставке в Москве. Рассказывают "Новости культуры".

"Трудовые мозоли", "Молодежь в деревне", "По дороге Красной Армии", "Большой скачок" - говорящие названия. Все было нацелено на культурную революцию. Агитационный фарфор призывал всех к сознательности и труду на благо революции. На вазах появлялись такие изречения Мао Цзэдуна: "Ради революции поздно вступать в брак и контролировать рождаемость". Все это напоминало то, что происходило в период соцреализма в нашей стране. Те же сюжеты, те же герои - пионеры, красноармейцы, крестьяне. Китайские художники не сразу включились в культурную революцию. Сначала их отправили на перевоспитание в село. Лишь начиная с 1968 года, им разрешили заняться искусством. Художники создавали огромные фарфоровые панно, предназначенные для развески в общественных местах. Их вдохновляли революционные оперы, и они создавали на их либретто жанровые сценки из фарфора. Самой популярной была опера "Овладение горой Вэйхушань". Ее сюжет прост. Коммунисты побеждают банду, засевшую в горах.

Константин Доценко, коллекционер: "Ее написала жена Мао Цзэдуна, она долго демонстрировалась во время революции".

Простые китайцы в это время думали о хлебе насущном и не могли приобрести агитационный фарфор. Тогда никто не думал о том, что со временем это будет представлять художественную ценность. В то время за банку тушенки можно было купить фарфоровую вазу с обязательными атрибутами культурной революции.

Маргарита Баржанова, коллекционер: "Там лик Мао Цзэдуна и его скоропись. Это то, что он лично сам писал, свои изречения и именно не печатными буквами, а у него был очень красивый почерк".

Сам китайский вождь предпочитал иметь в своей резиденции вазы с традиционными сюжетами- цветами, птицами, животными. Его коллекция, также как и весь агитационный фарфор, оказалась у антикваров. А инсталляция из обломков фарфоровых ваз, представленная на выставке, демонстрирует, чем закончилась культурная революция.

Все материалы темы>>