16.11.2007 | 16:29

Людмила Маркина о прошлом и настоящем Академии художеств

В студии "Новостей культуры" о прошлом и настоящем Академии художеств рассказывает заведующая отделом живописи Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения Людмила Маркина.

- Давайте для начала попытаемся дать некую общую оценку. Что дала Академия художеств изобразительному искусству России?
- Она сыграла огромную роль. Появилась кузница отечественных художественных кадров. Большое значение она имела для формирования русской культуры и искусства во всех его проявлениях. Благодаря академическому воспитанию русские художники смогли посетить лучшие страны Европы, стажироваться в Италии, Франции, видеть произведения мирового искусства, и, обогащенные этим искусством, они, конечно, формировали русское, отечественное искусство.

- Все хорошо, но, тем не менее, многие художники конфликтовали с Академией. Вспомним Александра Иванова, передвижников, выход из Академии Серова. Или, предположим, историю советского периода – ту же выставку в Манеже. Получается, что Академия была неким надзирающим за художниками органом, своего рода коллективным цензором?
- В определенные периоды, конечно, происходила стагнация, регресс определенный, застой в Академии. Неслучайно периодически Академия подвергалась реформированию. Вносились определенные новые элементы в Устав Академии. В конце XIX века появляются собственные мастерские – скажем, у Репина; появляется возможность учиться женщинам-художницам – то, чего не было в XVIII – первой половине XIX века. Появляется обнаженная женская натура – то, что опять же было строго запрещено. То есть, я хочу сказать, что Академии все же приходилось подчиняться действительности. Она видела, что реформы необходимы. Может, это было не всегда оперативно, может быть, с большим трудом и несогласием, но сама жизнь заставляла академиков обратиться к новым веяниям в искусстве.

- Какую роль тогда играет Академия художеств сейчас?

- Безусловно, сегодняшняя Академия – носительница тех лучших традиций, заложенных Императорской Академией художеств, Академией художеств Советского союза. Мне кажется, сейчас особый период Академии, когда нет догмата, нет определенных образцов. В этом многоголосии, в этой возможности расцветать каждому таланту мне видится особенность Академии на современном этапе.

Все материалы, посвященные юбилею Российской академии художеств>>>