17.11.2007 | 14:21

Из истории "главного российского арбитра изящных искусств"

250 лет Академия художеств следует фундаментальному завету: "Учеников российской нации научать художествам разным для пользы Отечества". Юбилей отмечается по всей России, а особенно в Москве и Петербурге. В пятницу в стенах знаменитого здания на Университетской набережной Невы были вручены награды педагогам Академии и видным деятелям культуры. Охватить историю "главного российского арбитра изящных искусств" можно в парадных залах Академии на выставке "Путь к мастерству". О главных событиях юбилейного года Академии художеств рассказывают "Новости культуры".

Два с половиной столетия Российская – ранее Императорская – Академия художеств определяла пути и направления развития русского искусства, была хранительницей его классических традиций. Свои ученические и дипломные работы там писали Брюллов и Крамской, Суриков и Серов, Репин и Баженов. Сегодня, как и прежде, Академия художеств объединяет известных мастеров, представляющих все направления современного российского искусства.

Лучшие работы педагогов и выпускников Академии были представлены на юбилейных выставках в Санкт-Петербурге и Москве. Памятная серебряная медаль Академии, торжественное собрание в храме Христа Спасителя, масштабная выставка в столичном Манеже – и это только начало торжеств. На протяжении юбилейного года можно было познакомиться с уникальными образцами живописи и скульптуры, созданными старыми мастерами и современными художниками, а также увидеть исторические документы, среди которых – фотолетопись Академии художеств. Этот юбилей стал знаковым событием не только для Москвы и Петербурга.

В пятницу в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля открылись сразу три экспозиции, посвященные этой дате. К осуществлению проекта "Viva Academia!" готовились несколько лет. Из запасников музея достали 160 полотен художников, которые в разные годы были учениками Академии художеств. Исторический жанр – один из ведущих в академическом образовательном процессе. Однако, например, картину Николая Бруни когда-то посчитали "непрограммной". Из музея Академии художеств ее отправили в Омск. За академическими рамками оказался и автопортрет вольнослушателя Российской Академии художеств Алексея Явленского. На выставке впервые экспонируется и картина "Призвание Дмитрия Пожарского".

Однако самая масштабная экспозиция академической живописи открылась в парадных залах Академии в Петербурге, где и формировалась "цитадель трех искусств" – живописи, скульптуры и архитектуры.

Все материалы по теме>>>