21.11.2007 | 12:23

Метафорический реализм Эймунтаса Някрошюса

Постановки Эймунтаса Някрошюса всегда вызывают самые противоречивые эмоции – от абсолютного восторга до столь же яростного неприятия. Свой первый, ставший теперь легендарным, спектакль "Квадрат" он поставил в двадцать с небольшим лет. С тех пор за литовским режиссером закрепилась репутация одного из ведущих мастеров современного театра. Сегодня Эймунтасу Някрошюсу исполняется пятьдесят пять лет. Рассказывают "Новости культуры".

В это трудно поверить, но он сам говорит, что случайно пришел в профессию. Эймунтас Някрошюс хотел быть инженером, потому решил поступать в Политехнический, но получил "двойку" по литературе. В итоге он был принят в Вильнюсскую консерваторию на актерский факультет, а через год уехал в Москву, в ГИТИС – к Гончарову.

"Вишневый сад" – первый и пока единственный спектакль, который выпускник ГИТИСа Эймунтас Някрошюс поставил с российскими актерами. Премьера состоялась в 2003 году. До этого "литовский мрачный гений" – это самый распространенный штамп, используемый российскими журналистами, – поставил четыре чеховские пьесы. "Разумеется, мы все очень оробели, я просто себя чувствовала школьницей, которую посадили за парту. В привычном смысле слова, он не давал указаний, он, например, говорил такие вещи: "Людмила, к вечеру мораль прищуривается"", – рассказывает народная артистка России Людмила Максакова.

Описывать спектакли Някрошюса так же сложно, как и разгадывать все зашифрованные в них символы. Его философское сочинение на тему "Вишневого сада" длится более пяти часов. Это и называется метафорическим реализмом. "Умом Някрошюса не понять, аршином общим не измерить, вот только верить ему нельзя. Он говорил: "Давайте попробуем. Я не знаю, как это делать". На самом деле, он все знал", – замечает народный артист России Алексей Петренко.

Огонь, вода, земля, камень – стихии, в которых Няркрошюс творит свое театральное чудо. Он волшебник, умеющий одушевлять предметы и придавать маленьким деталям удивительное значение. Наушники с переводом на спектаклях Някрошюса совершенно не нужны. Его театральным языком либо восхищаются, либо просто не понимают.