22.11.2007 | 19:35

Морис Бежар: "Искусство должно удивлять"

"Станок, зеркало и танцовщики – все, что нужно для рождения спектакля", – так говорил Морис Бежар. Его балеты "Весна священная", "Сон в летнюю ночь", "Укрощение строптивой" сегодня уже стали историей. Морис Бежар умер. Он скончался в Швейцарии на 80-м году жизни. Для своего творчества великий хореограф сам нашел очень точное и образное сравнение - "лоскутное одеяло, состоящее из маленьких кусочков души тех, кто встречался на великом пути хореографа". Рассказывают "Новости культуры".

Сто балетов, десять опер, пять книг, пьесы, кино – этот неистовый марселец был неутомим. Себя он называл "кипящей кастрюлей танца". Бежар занялся хореографией по совету врача в тринадцать лет, а через три года уже дебютировал в труппе марсельской оперы. Потом была учеба у Волковой в Лондоне, у мадам Рузан в Париже, работа у Пети. Освоив хореографические школы, он создал собственную школу Бежара.

Его счастливым билетом стала "Весна священная". Бежар с триумфом поставил балет в Брюсселе. Потом была "Жар-птица". В 1969 году он создал "Балет двадцатого века". Когда труппа переехала в Лозанну, ее стали называть Балетом Бежара. Лабораторией танца, в которой хореограф сочинил новый, ни на что не похожий стиль. Он ставил не только на театральных сценах, но и на спортивных аренах.

Приезд Бежара, в 1978 году в Советский Союз стал настоящей революцией, перевернувшая представления о современном танце. Две главные темы волновали хореографа: смерть и секс. Он ставил для Нуреева и Хорхе Донна, Васильева и Максимовой. Для Майи Плисецкой Бежар сочинил "Айседору", "Видение розы". Последний опус "Ave Майя" хореограф сделал к юбилею примадонны.

При всей любви к русскому балету Бежар так ничего и не поставил для Большого театра. Об этом современные примы могут только сожалеть. "Я сидела, смотрела на него и жалела", – признается Светлана Захарова. Он редко записывал свои занятия с танцорами. Бежар творил легко, по вдохновению. Последние годы его интересовали синтетические спектакли: он соединял танец, пантомиму, пение. Героями его спектаклей были противоречивые персонажи: Эвита Перон. Андре Мальро, Чарли Чаплин. Девиз Бежара: "Искусство должно удивлять". Сам хореограф покорил мир, сломав каноны классического танца, создав свой театр – театр Мориса Бежара.

Читайте также:
Умер хореограф Морис Бежар