23.11.2007 | 10:18

Вечер памяти Олега Ефремова

В Московском Художественном театре имени Чехова сегодня пройдет вечер памяти Олега Ефремова. 80 лет со дня рождения мастера исполнилось 1 октября, но в МХТ ждали окончания реконструкции Основной сцены. Работы в историческом зале велись последние три месяца. Их целью было восстановление интерьера, задуманного некогда архитектором Федором Шехтелем. Рассказывают "Новости культуры".

Последние дни работы на Основной сцене Художественного театра шли круглосуточно. Теперь там новые стены, пол и кресла в зрительном зале, новые планшет сцены и софиты. Всего за три месяца работ театр не просто обновился, но приблизился к тому, каким был задуман Федором Шехтелем в 1902 году. Рассказывает архитектор Ольга Белова: "Все было подчинено водной теме. Сцена – берег, зал – озеро, волнообразные формы кресел, балконов, фризов. Совершенно сознательный отказ от дорогих материалов. Ни плюша, ни бархата, ни мрамора, ни лепнины, ни позолоты".

В общедоступном Театре Станиславского и Немировича-Данченко ложу от зрительного зала отделял только деревянный барьер. В советские времена там возвели кирпичную стену, теперь директорскую ложу от зрительного зала отделяет только тканевая штора.

Тонкие колонны из черного металла – открытие почти археологическое. До реконструкции они были толстыми и бетонными. "Под слоем проволоки, арматуры, - говорит Ольга Белова, - обнаружены эти колонны немеренной красоты, которые отреставрированы и явлены миру".

Шехтелевский фриз в зрительном зале был заштукатурен и скрыт вентиляционными решетками в 1920-е годы. Теперь фриз восстановлен, а система вентиляции модернизирована. Неизменными остались светильники-кубики. Кресла в зрительном зале новые: модерн Шехтеля не подразумевал больших удобств для зрителя. Анатолий Смелянский, ректор Школы-студии МХАТ, рассказывает: "Когда-то проводили соревнование, чьи стулья самые неудобные, и мы заняли первое место".

Отреставрированный зал откроется сегодня вечером в память об Олеге Ефремове, который руководил театром три десятилетия. Анатолий Смелянский вспоминает: "Он любил человеческие юбилеи. Сохраним его интонацию, театр надо делать". Анатолий Смелянский говорит, что Ефремов считал себя ни актером, ни режиссером, а театральным деятелем. От слова "делать".