23.11.2007 | 14:30

Сергей Коробков об Олеге Ефремове

В Московском Художественном театре имени Чехова сегодня пройдет вечер памяти Олега Ефремова. Об Олеге Ефремове и его работе в театре расскажет гость студии "Новости культуры" - театральный критик Сергей Коробков.

- Олег Ефремов руководил МХАТом три десятилетия. Для театра – это целая эпоха. Что, по-вашему, было главным в его деятельности?

- Главным было то, что он выражал эту эпоху. Ведь эпоха – это не только, когда мы живем, но еще важно – чем живем. Поэтому он с одинаковым блеском играл Пушкина в "Медной бабушке", или Николая Первого, или Желябова, и бригадира Потапова в "Заседании парткома". Он совмещал в своем творчестве и актерском, и режиссерском само содержание эпохи, поэтому – каков вопрос, таков и ответ. Хороший вопрос.

- Ефремов был играющим тренером, одним из немногих главных режиссеров, который оставался еще и ведущим актером своей труппы. Не получилось так, что Ефремов строил театр "под себя"?

- В вопросе в вашем глагол "строил". Он действительно был уникальным строителем театра, он ничего не делал "под себя". И я не знаю равной величины в истории театра ХХ века Олегу Николаевичу Ефремову, потому что он построил этот театр, выражающий эпоху, дважды. Вначале это был "Современник", созданный им в 1956 году, а с 1970 года – это Художественный театр. Который постоянно умирал, а Станиславский все время заботился, чтобы он рождался вновь и вновь. Так вот, восприняв высокие идеалы своих учителей, потому что Ефремов один из первых выпускников школы, открытой Немировичем-Данченко, он занимался этим строительством день ото дня. Он был художественным руководителем в том высоком понимании и значении слова, которое сегодня, к сожалению, утрачивается.

- Как Вы думаете, в нынешнем МХАТе, вернее МХТ, режиссура и актерское мастерство находятся в гармоничном соответствии?

- Гармония она, как истина, процесс. Гармонии можно добиться в каком-то конкретном случае, на конкретном спектакле. А, учитывая то, что сейчас дефицит режиссуры, и время стремительно меняет свое содержание, мы живем в эпоху, которая формируется, буквально меняется, на наших глазах, то можно говорить о поисках этой гармонии в современном МХТ. Сегодня много режиссеров: разных, непохожих, исповедующих разное в искусстве, и много молодежи, которая пытается работать в тандеме с новаторами и мастерами, так что это нормальное дело.